Видение

Видение — это идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достиг­нуто при самых благоприятных условиях.

Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического управления и планирования.

Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами:

Видение является хорошим средством мотивации работ­ников организаций, особенно крупных, децентрализованных, оно по­могает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система цен­ностей организации.

Видение создает чувство перспективы в деятельности ор­ганизации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки дейст­вий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает им­пульс для постоянного прогресса.

Понятие «управление видением» широко используется, по­скольку на практике оно показало себя как сильный инстру­мент руководства. Ценность видения в том, что оно отметает массу ненужных (не относящихся к делу с точки зрения видения) действий и приучает своего «носителя» к тому, чтобы он мог стать хорошим оппортунистом. Он узна­ет о возникающих возможностях и может использовать свой шанс совершенно иначе, чем «лишенный» видения человек. Последний не может применить таких возможностей, посколь­ку не знает, для чего они нужны. Для лидеров организаций, которые хотят довести видение до своих «ведомых», существу­ют несколько простых критериев того, как его сформулировать лучшим образом:

• важнейший из них — видение должно вдохновлять. Оно должно быть захватывающим и рисовать картину того, к чему действительно стоит стремиться. Оно должно содержать также элемент вызова;

• видение должно быть простым как воспоминание или изображение. Сложнее со стратегическими планами, по­скольку они зачастую столь сложные, что никто, кроме высо­коинтеллектуальных руководителей, их разрабатывающих, не может их воспроизвести. Если стратегию можно описать од­ним предложением, то она приближается по характеру к ви­дению;

видение должно быть искренним. Люди легко чувству­ют неискренность и отсутствие заинтересованности. Неоткро­венное, или, точнее, фальшивое, видение трудно донести до других людей;

· видение должно быть хоть в небольшой степени реа­листичным и заслуживающим доверия. Последнее может быть связано с указанием пути движения и, следовательно, возможностью достижения видения;

• люди должны также найти свое место в видении. Чем четче они представят свой собственный вклад, тем проще ими руководить;

видение дает ориентиры, которые могут служить осно­вой определения уровня притязаний в процессе стратегическо­го планирования.

видение должно играть более важную роль в совре­менном процессеперемен. Данное понятие неразрывно свя­зано с предпринимательским подходом к делу и высоким уров­нем деловых притязаний. Именно в этом состоит одна из при­чин его возросшей значимости. Видение должно помогать в выработке критериев достижения целей, спроецированных в будущее и сопоставимых с существующим положением дел.

Видение можно назвать связью между бизнесом и корпо­ративной культурой, которая создает общую шкалу для оцен­ки результатов деятельности персонала. Следует отметить, что сильная сто­рона понятия видения состоит именно в акценте на человечес­кий фактор, поскольку оно зримо рисует весьма благоприят­ную ситуацию для сотрудников организации и потребителей результатов ее деятельности. Поэтому важно избегать включе­ния в видение количественных целей типа прибыли на капи­тал, доли на рынке и других показателей, которые делают ви­дение тривиальным и значительно снижают силу его воздей­ствия.

Кроме того, видение должно исходить от того человека или тех людей, которые его вырабатывают. Оно не может делеги­роваться другим руководителям, которые, в свою очередь, бу­дут с пафосом и вдохновением передавать его дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: