Типология целей организации

Существует централизованный и децентрализованный подходы к построению целей. Централизованный подход предполагает, что первоначально устанавливаются цели организации в целом, а лишь затем цели его подразделений. Децентрализованный подход предполагает, что общие цели организации определяются целями его подразделений. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, их эффективность зависит от ряда внешних и внутренних факторов, прежде всего характера организационных и экономических отношений между подразделениями организации.

Процесс целеполагания, то есть постановки целей, как правило, состоит из четырех основных этапов:

  1. Осмысление состояния среды, выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдается во внешней среде;
  2. Выработка соответствующей миссии организации;
  3. Выработка целей для организации в целом;
  4. Установление индивидуальных целей.

Требования к целям. В процессе постановки целей необходимо исходить из того, что цели должны соответствовать следующим требованиям:

1. Достижимость целей – для реализации целей должны быть естественные предпосылки во внешней среде и достаточный внутренний потенциал. Нереальные для достижения цели приводят в конечном итоге к демотивации работников и потере ими ориентира, что крайне негативно сказывается на деятельности организации;

2. Измеримость целей – должны быть выработаны показатели, с помощью которых можно будет сделать вывод о степени реализованности целей;

3. Конкретность целей – параметры цели как конечного состояния должны быть достаточно точно очерчены. Постановка цели должна четко предполагать: что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки должен быть получен этот результат, кто должен достичь этого результата;

4. Гибкость целей – постановка целей должна предполагать их оперативное изменение в случае изменения внутренней или внешней ситуации;

5. Совместимость целей - кратковременные должны соответствовать долговременным, цели организации в целом должны быть совместимы с целями подразделений. Важно также, чтобы не противоречили друг другу содержательные цели. Достаточно часто бывает, что чрезмерная ориентированность предприятия мешает достижению политических целей, и, наоборот, увлеченность политическими целями подрывает экономическое состояние организации;

6. Приемлемость целей для основных субъектов влияния (собственников, сотрудников, покупателей, государства, общественности).

Важной проблемой целеполагания является вопрос о показателях, Существуют централизованный и децентрализованный подходы к построению целей. При централизованном подходе сначала формируются цели организации в целом, а затем исходя из нее формируются цели подразделений. При втором подходе общеорганизационные цели формируются

Важной проблемой целеполагания является вопрос о показателях, характеризующим степень достижения цели. В зависимости от направления установления цели можно выделить следующие показатели (критерии) их достижения (таб. 6.2.):

№ п\п Направление цели Показатели достижения цели
1. Получение прибыли 1.1. Величина прибыли 1.2. Рентабельность 1.3. Величина дивидендов
2. Положение на рынке 2.1. Занимаемая доля рынка 2.2. Объем продаж 2.3. Доля рынка по отношению к ближайшему конкуренту 2.4. Доля отдельных продуктов в общем объеме продаж
3. Уровень производительности труда 4.1. Издержки на единицу продукции 4.2. Материалоемкость производства 4.3. Отдача с одной единицы производственных мощностей 4.4. Объем производительности в единицу времени
4. Финансовые ресурсы 4.1. Структура капитала 4.2. Скорость финансовых оборотов 4.3. Величина оборотного капитала
5. Мощности организации 5.1. Размер производственных площадей 5.2. Количество единиц оборудования
6. Разработка нового продукта 6.1. Величина затрат на НИР 6.2. Сроки введения в эксплуатацию нового оборудования 6.3. Сроки введения в производство нового продукта 6.4. Качество продукции
7. Качество персонала 7.1.Реальная достаточность работников 7.2.Соответствие плановой и фактической квалификации 7.3.Количество прогулов 7.4.Уровень текучести 7.5.Показатели повышения квалификации
8. Работа с потребителем 8.1.Скорость обслуживания клиента 8.2. Число жалоб со стороны покупателей

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: