Сновидения

Грезы.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы, в отличие от галлюцинаций, – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Грезы – это явление, стоящее на границе с патологией и легко соскальзывающее в патологию. В грезах речь идет о том, что мы как бы душевно отдыхаем. Это картина, которую мы себе создаем, совершенно пренебрегая ее реальностью, исполнимостью, иногда даже сознательно этим пренебрегаем. Например, был человек, который, занимая ответственный пост, очень уставал. И вот как он отдыхал: запирал дверь кабинета, закрывал глаза и представлял себе невысокий берег реки под ярким солнцем, покрытый виноградом. Он ходит по этому винограднику и пробует разные сорта винограда. Так продолжалось 15-20 минут. Затем грезы заканчивались, и он возвращался к суровой действительности.

Всем людям свойственно грезить о чем то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Теперь перейдем к сновидениям. Сновидения - субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна - преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами. Проблема сновидений – проблема не только психологическая. В свое время толкование снов имело большое официальное значение. В античной Греции и Риме никакие государственные решения не принимались без предварительного толкования сновидений. Считалось, что это – предвидение будущего. Но в то же время издавна известно, что со сновидениями связана масса предрассудков. Мы находим целый ряд попыток дать «рациональное» объяснение снов.

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. Были в городах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения и предсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Интересно, что в некоторых странах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.

Но с отпадением мифологической гипотезы, сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву - все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидений - вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь “смысл”, как мы привыкли это находить в других психических актах.

В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне - Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности - по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.

В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидение едва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как “телесный, во всех случаях бесполезный и во многих - болезненный процесс”(Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных или отдельных групп клеток погруженного в сон мозга. Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования. Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемое содержание сновидения замещается другим содержанием - либо по частям на основании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целиком заменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое является символом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями:“сны - это пена морская”.

Вообще сновидение - это душевная жизнь во время сна. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытые мысли сновидения). К своему великому изумлению, Фрейд однажды сделал открытие, что ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще предрассудками. «Толкование сновидений» - главный труд Зигмунда Фрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что сновидения являются отражением мыслительных процессов, происходящих в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности. Так и от обыденный жизни человека.

Дело в том, что он пришел к новым выводам относительно сновидения, после того как применил к последнему новый метод психологического исследования, оказавший уже большую услугу при решении вопросов о разного рода фобиях, навязчивых и бредовых идеях и прочих. Таким образом, примененный им к объяснению сновидений способ берет свое начало в психотерапии.

Описать его легко, но пользоваться им можно лишь после известного навыка. Когда хотят применить этот способ к какому-либо лицу, то последнему предлагают обыкновенно сосредоточить все внимание на своем сновидении, но не размышлять о нем, как он это часто делает, а стараться выяснить себе и записывать тотчас все без исключения мысли, которые ему приходят в голову по поводу данного сновидения. Действительно, вскоре начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи.

Опыт показывает, что, следуя без критики за ассоциациями, при анализе любого сновидения мы приходим к ряду мыслей, связанных между собой по смыслу и правильным образом. Сновидение, как оно вспоминается нам, мы противопоставляем полученному при анализе материалу и называем первое (т.е. сновидение) явным содержанием сновидения, а второй (т.е. материал) - скрытым содержанием сновидения. Процесс переработки скрытого содержания сновидения в явное мы будем называть работой сновидения. Работа сновидения состоит из процессов, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает нашего полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний. Принимая во внимание отношение скрытого содержания сновидения к явному, можно разделить сновидения на три категории. Во-первых, мы различаем сновидения вполне осмысленные, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затруднений объяснение их с точки зрения нашей нормальной душевной жизни. Таких сновидений много; они по большей части кратки и в общем кажутся нам не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует все то, что могло бы пробудить наше удивление и показаться нам странным. Другую группу образуют сновидения, которые, будучи связанными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью. С таким случаем мы имеем дело, когда нам, например, снится, будто какой-то близкий родственник умер от чумы, между тем у нас нет никаких оснований ожидать, опасаться или предполагать это. Наконец, к третьей группе относятся сновидения, лишенные смысла и непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными.

Что касается сновидений детей, то они чаще всего относятся к первой группе. Сновидения детей всегда имеют именно такой характер, т.е. осмысленный и нестранный.

Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане. Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом.

Вопросы к аудитории:

Каким может быть пассивное воображение?

Чем грезы отличаются от галлюцинаций?

Дайте характеристику сновидениям.

40 мин. Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 вопросы   Заключение Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно заключить следующее: Под воображением мы будем понимать процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Пассивное воображение может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (галлюцинации и сновидения). Более подробно виды воображения будут рассмотрены на семинарском занятии. К нему необходимо подготовить доклады. 5 мин.   Контрольно-оценочный этап Раскроем основные понятия лекции: воображение, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грезы, диссоциация, ассоциация, сновидения. 5 мин  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: