Персонал как совокупность субъектов экономических отношений с организацией

5. Персонал как сообщество "граждан организации", носителей соответствующей корпоративной культуры.

Одной из наиболее известных концепций устройства организации является подход, предложенный известным американским специалистом по управлению Г. Минцбергом. По его мнению, любая организация состоит из пяти основных частей. Основу организации, согласно его концепции, составляют операторы люди, выполняющие базовую работу по производству про­дуктов и предоставлению услуг. Они образуют операцион­ное ядро. Как уже отмечалось, в простейших организациях операторы, как правило, самодостаточны, координируют свои действия с помощью взаимных согласований. Но организации необходимо не только операционное ядро.

С развитием организации и все более усиливающимся разделением труда операторов возрастает потребность в прямом контроле. Появляется необходимость в человеке, который взял бы на себя руководство операторами. На ди­аграмме он занимает место, именуемое стратегическим апексом (или стратегической вершиной ). Дальнейшее ус­ложнение организации влечет за собой и увеличение чис­ла менеджеров — не только начальников над операторами, но и руководителей над начальниками. Образуется сре­динная линия, иерархия промежуточных полномочий меж­ду операционным ядром и стратегической вершиной. От­метим, что появление менеджеров дает толчок новому типу разделения труда, административному между теми, кто занят в основном процессе труда, и теми, кто в той или иной форме его регулирует.

Усложнение организации влечет за собой обращение к такому средству координации деятельности, как стандар­тизация, ответственность за которую во многом ложится на еще одну группу сотрудников - аналитиков. Они также выполняют административные функции, но иного рода (нередко их называют аппаратными или штабными). Ана­литики образуют так называемую техноструктуру, распо­ложенную вне иерархии линейных полномочий.

Наконец, развитие организации обычно сопровождается созданием разного рода штатных подразделений, занимаю­щихся не стандартизацией, а дополнительным обслужива­нием самой организации. Это организационные единицы от столовой и почтового отдела до юрисконсультов и отде­ла по связям с общественностью. Их сотрудников Г. Минцберг на­зывает вспомогательным персоналом, а эту часть органи­зации — вспомогательной.

6.2. Видение, миссия, цели и стратегия как важнейшие элементы в устройстве организации

Само существование экономической организации предпо­лагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнеде­ятельности. Когда идет речь о целевом начале в поведении ор­ганизации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о трех составляющих: виде­нии, миссии и целях. Всю совокупность ориентиров деятельно­сти организации можно разделить на три основных типа.

идеалы — ориентиры, которые мы не рассчитываем до­стичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;

• цели — наиболее общие ориентиры деятельности фир­мы в плановом периоде, достижение которых предпола­гается в полном объеме или в своей большей части;

• задачи — конкретные, количественно измеряемые ори­ентиры, описания серии рабочих функций, определяю­щие форму и время выполнения задания. К идеалам экономической организации можно отнести ее видение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: