Раздел 1. Язык, речь и общение

Тема 1.1. Язык как лингвистическое понятие. Основные составляющие русского языка.

Требования к знаниям: знать понятие «язык», его основные функции, различать литературный язык и нелитературные варианты языка. Различать понятия «язык» и «речь».

Перечень умений:

а) совершенствование орфографических, пунктуационных и орфоэпических навыков;

б) различение лексики нелитературных вариантов языка;

в) выработка навыков правильного оформления деловых бумаг.

I. Задания для повторения:

1) Орфографический практикум по теме: «Правописание корней с чередующимися гласными»:

а) Работа с таблицей.

б) Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Зам..реть от восторга, любоваться расст..лавшейся р..вниной, уд..рать с места происшествия, изл..гать мысли вслух, грамотное изл..жение, к..саться темы, прик..снуться к прошлому, изб..рательная кампания, несг..раемый шкаф, выпл..вка чугуна, хороший пл..вец, далекая з..рница, соч..тание теории с практикой, проск..чить мимо, совершить ск..чок, отр..слевое производство, рассч..тывать на помощь, произвести расч..т, откл..нение от темы, ср..внительный метод, ур..вновешенный человек, старый р..стовщик, самовозг..раемость.

2) Практикум по орфоэпии.

Определите, в каких заимствованных словах происходит «смягчение» согласного перед буквой Е:

Бизнес, тезис, академия, музей, крем, бутерброд, тест, компьютер, модель, кафе, теннис, сервис, менеджер, декада, термин, пресса, юриспруденция, сервис, Одесса.

3) Практикум по пунктуации:

а) Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым»;

б) Расставьте пропущенные знаки препинания, объясняя условия постановки тире между подлежащим и сказуемым:

1. Бумажные деньги относительная новинка денежного мира. 2. Задача учебника объяснить студентам общие экономические законы и научить применять их к российской экономике. 3. Цель реформы совершенствовать систему платежей. 4. Вложить средства в акции этих предприятий значит пойти на значительный риск. 5. Стандартное количество сто акций. 6. Сумма которая была получена тридцать тысяч долларов. 7. Решение ряда важных вопросов есть суверенное право предпринимателя. 8. Такие операции не главное в деятельности банка. 9. Интересующие вас сведения содержит раздел «Предприятие как главный субъект микроэкономики». 10. Рискованность безусловно свойство почти любой сделки на рынке ценных бумаг. 11. Число подобных фирм достаточно велико. 12. Она председатель правления коммерческого банка. 13. Это надежный и солидный партнер. 14. Подобных проектов немало.

II. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое язык как лингвистическое понятие?

2. Назовите основные функции языка.

3. Что такое литературный язык? Какие черты для него характерны?

4. Назовите нелитературные разновидности русского языка. Дайте определение понятиям: «индивидуальный язык», «диалект», «просторечие», «жаргон», «арго».

5. Что такое речь? Чем речь отличается от языка?

6. Перечислите признаки устной и письменной речи.

III. Задания для закрепления нового материала:

1.Найдите в тексте профессиональные слова и термины сферы экономики и финансов.

Основное место в финансовой системе занимают государственные финансы. С принятием Декларации о государственном суверенитете в Республике Башкортостан составляется сводный республиканский финансовый баланс.

Государственные документы в области бюджетных взаимоотношений определяют механизм ежегодного согласования бюджетных отношений федеральных и республиканских органов.

Меняется время - существенно меняется и структура источников финансовых ресурсов республики: постепенно снижается доля прибыли, сокращается относительная величина амортизационных отчислений.

Проведение единой денежно - кредитной политики осуществляется двухуровневой банковской системой, которая представлена Национальным банком РБ, являющимся территориальным подразделением Центрального банка РФ.

2.Какие элементы просторечия встречаются в речи героя рассказа Михаила Зощенко «Аристократка»? Есть ли основания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой?

— Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

— Мерси, — говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кре­мом и жрет. <...>

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплимен­ты напрашивается.

Я говорю:

— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть. А она говорит:

— Нет.

И берет третье.

Я говорю:

— Натощак — не много ли? Может вытошнить. А она:

— Нет, — говорит. — Мы привыкшие. И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, те­перь с ней не гулять.

— Ложи, — говорю, — к чертовой матери.

3.Оформитьпо образцу заявление с просьбой принять вас на работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: