Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь

Никифоров Л.Н. 2 марта 20... г.

5. Составьте тексты разного типа речи на тему «Осень в городе».

Тема 1.2. Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

Требования к знаниям: знать понятия «стиль», «функциональные стили языка»; знать специфику, сферу употребления, языковые приметы, жанры каждого стиля.

Перечень умений:

а) определение стиля текста по языковым особенностям;

б) стилистический разбор предложений;

в) редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг;

г) выработка навыков правильного оформления доверенности.

I. Задания для повторения:

1) Орфографический практикум по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц»:

а) работа с таблицей;

б) перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ж..сткий контроль, отч..тный период, деш..вый товар, зач..тная работа, маж..рный звук, ш..кировать присутствующих, тяж..лый взгляд, ч..рствый хлеб, подж..г дома, ч..ткий ответ, первоклассный ш..фер, купленный по деш..вке, сч..тно-вычислительный центр, разж..г уголь, тихий ш..пот, серьезная уч..ба, ж..лтые листья, ц..кольный этаж.

Новейшие образц.., ц..фра семь, дефиц..т информации, соц..альный заказ, подать апелляц..ю, нормализация обстанов­ки, высокая конкуренц..я, инвестиционный банк, ц..вилизованное общество, принц..п подхода к решению проблем, нерац..ональное использование, творческий потенц..ал, ассоц..ац..я промышленников, стабилизац..я в экономике, шумные улиц.., идти на ц..почках.

Заниматься продаж..й, больш..й прогресс, посмеяться над чуж..й бедой, прийти с хорош..й новостью, разговаривать с врач..м, указать пальц..м, увидеть чуж..го человека, разрезать нож..м, плеч..м к плечу, заниматься дележ..м чуж..го капитала, прислать наложенным платеж..м, бирж..вой курс, кольц..вая линия метро, парч..вая ткань, грош..вая сделка, иностранный стаж..р, брать в еж..вые рукавиц.., горяч.. обсуждать заверш..нную работу, хорош.. спланировать, говорить общ.., настаивать на ч..м-либо, время теч..т быстро, он напрасно лж..т, выкорч..вывать лес, стриж..т быстро, привлеч..нный капитал, абсолютная незащищ…нность, улучш..нная планировка, упрощ..нный вариант, ещ.. один шаг к сотрудничеству, напряж..нный день, печ..ный хлеб, возмещ..нный ущерб, прич..м весьма корректно, видно невооруж..нным глазом, искаж..нный факт, зарубц..ванная рана, российский уч..ный, прекрасный дириж..р, ноч..вка в лесу, свежая печ..нка.

2) Практикум по пунктуации «Знаки препинания при цитатах»:

а) работа с таблицей;

б) оформить цитаты, правильно расставив знаки препинания.

а) Овладей делом, слова найдутся напоминал Катон Старший, римский писатель и государственный деятель.

б) По словам французской писательницы Дельфины Жирарден, сила слова беспредельна: удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну.

в) Когда не знаешь слов, то нечем познавать людей. (Конфуций - древнекитайский мыслитель)

г) Эдлеунд Берк, английский публицист и государственный деятель, отмечает что очень большая часть зла, которое досаждает этому миру, происходит от слов.

II. Вопросы для самопроверки:

1. Что обозначает слово «стиль»? Докажите многозначность слова «стиль».

2. Что такое функциональный стиль языка?

3. Назовите функциональные стили русского языка.

4. Расскажите о сфере общения, языковых средствах и жанрах научного, публицистического и официально-делового стилей русского языка.

III. Задания для закрепления нового материала.

1. Определите, к какому стилю относятся данные тексты, сделайте их стилистический разбор.

1) Последнее десятилетие было отмечено в России острыми дискус­сиями вокруг формирования нового самосознания (new identity), которое соответствовало бы нынешнему демократическому характеру Российского государства и общества. Не осталась в стороне от этих дискуссий и об­ласть внешней политики. Ведь от того, какая система ценностей будет положена в основу «новой российской идентичности», во многом зависят будущий образ страны, ее поведение на международной арене.

2) Близится лето — пора студенческих каникул и возможности моло­дым подработать немного денег. А как? Что могут предложить сегодня рынок труда и фирмы по трудоустройству?

Студент может устроиться вожатым в детский летний лагерь, продав­цом с лотка, бригадиром в стройотряд или грузчиком. Можно записаться в команду «зеленых». Работа на так называемых экологических станциях заключается в патрулировании улиц города и поддержании чистоты го­родской флоры. Клубы, дискотеки и бары приглашают молодежь для распространения флаеров, небольших карточек с указанием адреса раз­влекательного заведения и праздничной программы.

3) Инновация — новое явление, новшество в рамках какой-либо экономической подсистемы, порождающее значимые изменения в соци­альной политике; внедрение научных и технических разработок в произ­водство; создание различного вида новшеств, новое научно-техническое достижение и его практическая реализация.

2. Ответьте на вопросы так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки:

- Шьют ли в ателье пальто из их материала?

- Можно ли в метро заниматься коммерцией?

- Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

- Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

- Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

3. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их:

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорб­лений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Эф­фективность режима экономии во многом зависит от того, на­сколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 6. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. На­родного Ополчения. 7. Сим письмом извещаем Вас, что выше­поименованный документ приобщаем к делу.

4. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности:

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что...; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу Вас.

5. Найдите в приведенном тексте термины и профессиональные слова. Определите их значение. Установите, к какой отрасли знания, профессии они относятся. В случае затруднения обратитесь к словарю.

1.Чем профессионализмы отличаются от терминов?

2.Приведите примеры профессиональной и терминологической лексики, характерной для вашей специальности.

Существуют разнообразные виды вкладов. Например, вкладчику может быть предоставлено право в любое время положить деньги на хранение или изъять их оттуда. По такому текущему сберегательному счету вкладчик получает минимальный доход. Сберегательный вклад может быть "закрыт" на какой - то период времени, на протяжении которого вкладчик обязуется не брать деньги из банка. Обычно это время составляет полгода- год. Счет по такому вкладу называется срочным, и можно утверждать, что когда банк платит вкладчику за пользование деньгами на этом счете существенно большую сумму, нежели при текущем вкладе, то он платит за право пользоваться деньгами более свободно.

6. Прочитайте стихотворение С. Есенина. Найдите в нем изобразительно - выразительные средства. Как они называются и какую роль выполняют в поэтической речи?

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!».

7. Дайте стилистическую характеристику приведенным фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип речи), используя указанные фразеологические выражения.

Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, с одной стороны…, с другой стороны…, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится, целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами, заключительный аккорд, вилять хвостом.

8.Приведите не менее 5 существительных с каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов:

- ств (о); -стви (е); -изм; - аци (я); - чик, - ик, - ишк (о), - ишк (а); - инк (а).

Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в научной, какие – имеют разговорный оттенок.

9. В данном ниже тексте выявите типичные для научно-популярного подстиля особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Характер отдыха в наш инт…лектуальный век значительно изменился. Что требу…тся для нормального отдыха?

Прежде всего тишина. Современ?ые исследования показывают, что человек, вернувш…сь с работы домой, стремит?ся к изоляц…и от городского шума и людей.

Предст…вление о полном отдых... часто выр…жает?ся в желани… ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно разбегат?ся своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать только то что диктуется внутр…ним к…призом (ни)чего запл…нированного серьезного. Полежать рассе…но подумать лениво побесед…вать со знакомыми почитать легкий журнал. Такой отдых мож…т быть обеспеч…н в пр…делах четырех стен своей комнаты но наибол…е полно это дост…гает?ся в общении с природой.

Право на «ничегонеделание» сч…тав…еся чуть(ли) не пороком еще (пол)века тому назад тепреь должно быть призн…но как необходимый эл…мент отдыха. П…сивный отдых как один из видов психической г…г…ены и сам…лечения совершенно н…обходим и его нельзя (не)дооцен…вать. (Ю. Макаренко.)

10. Напишите доверенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: