Товар и его свойства в трудовой теории стоимости

Современная экономическая наука в понятие «благо» включает любые вещи и услуги, а также даровые блага природы, достающиеся людям. Если классики и марксисты делили блага на материальные и нематериальные, то современные экономисты пытаются доказать важность их деления на экономические и неэкономические блага.

Это разграничение связано, прежде всего, с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Благо экономическое является относительно редким, оно находится в чьей-то собственности, продаётся за деньги. Приведем примеры.

Если вы живете у реки, то вода – это неэкономическое благо. Вода в Волге, например, для многих граждан не является экономическим благом. А если Вы окажетесь в пустыне, то Ваша потребность в воде окажется выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды. И в данном случае вода – это экономическое благо. И вообще вода часто является дефицитным товаром, её доставляют издалека, за неё платят значительные деньги, значит, в первом случае, когда воды, как и воздуха много они не является экономическим благом, а во втором, когда воды не хватает, она является экономическим благом.

Другой пример: солнечный свет и его тепло бесконечно полезны для каждого человека. Но они имеются в изобилии, поэтому относятся к неэкономическим благам.

На примере этих простых примеров я думаю, что Вы поняли принцип деления благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага в рыночной экономике становятся товарами. Товар – это экономическое благо, произведённое для обмена, для продажи на рынке. Товар имеет две внешние, главные черты - потребительную и меновую стоимость.

Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Потребительная стоимость товара зависит от его полезности, поэтому неслучайно К.Маркс подчеркивал в «Капитале», что «полезность вещи делает ее потребительной стоимостью». В свою очередь, полезность товара предопределяется его естественными потребительскими свойствами. Благодаря последним, каждый товар имеет свое название, обладает разными потребительскими свойствами. Если это костюм, то он способен удовлетворять потребности людей в одежде. Если это стол, то он способен удовлетворять другие потребности людей. Благодаря потребительским свойствам все товары качественно отличаются друг от друга, имеют поэтому и разное название.

Покажем эти две внешние стороны товара и внутренние их свойства на рис. 1

Товар
Потребительские свойства Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ)
Полезность Стоимость (ценность)
Потребительная стоимость Меновая стоимость

Рис. 1. Товар и его свойства

Второе внешнее свойство любого товара – это его меновая стоимость. Под ней понимается способность товара обмениваться на другой товар в определенной количественной пропорции. Благодаря меновой стоимости все товары количественно отличаются друг от друга. Соотношения или пропорции, в которых каждый товар обменивается на другие товары, могут постоянно меняться в зависимости от времени и места. Поэтому меновая стоимость кажется большинству людей чем-то случайным, и что лежит в основе ее и что делает товары соизмеримыми, многим непонятно.

Согласно трудовой теории стоимости все товары имеют одно общее свойство - они есть продукты человеческого труда. Приравнивая товары друг к другу, люди неосознанно приравнивают заключенный в этих товарах живой и прошлый труд. Сколько труда затрачено на данный товар, столько в нем содержится и стоимости. Если два товара стоят одинаково, то в них овеществлено одно и то же количество труда.

Овеществленный в товаре труд образует величину стоимости товара. Стоимость вещи делает ее меновой стоимостью.

Еще более сложным является вопрос о том, каким количеством труда определяется величина стоимости товара. Если бы она определялась индивидуальными затратами каждого работника, то стоимость товара была бы тем больше, чем ленивее был бы работник. Почему? Объясняю, потому что ему требовалось бы больше времени для изготовления товара. Значит, ленивый работник мог бы создавать большую стоимость. А этого рынок как раз и не допускает, ибо тогда не было бы никакого прогресса, а был бы наоборот регресс общества. И нас бы с Вами не было, потому что не родились бы Ваши родители, или они бы не встретились друг с другом. Поэтому чтобы заставить работником повышать производительность труда, рынок признает не индивидуальные, а общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ).

Под ОНЗТ понимается, согласно Марксу, «то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С. 47). Отсюда и величина стоимости определяется как воплощенный в товаре общественно необходимый труд.

Таким образом, хотя стоимость и полезность тесно связаны, но это нетождественные понятия. Стоимость является внутренним свойством товара, а меновая стоимость есть внешнее проявление стоимости. Потребительские свойства и полезность это внутренние свойства товара, а потребительная стоимость есть внешнее их проявление. Поэтому каждый товар предстает перед нами как единство противоположностей – это потребительной и меновой стоимости, полезности и стоимости, потребительских свойств и ОНЗТ. Товаром не может быть благо, не обладающее ни одним из перечисленных свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: