Об осуществлении социальной и профессиональной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Удмуртской Республике

Федеральный закон от 24.07.98г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» поставил перед страховщиком (Фондом социального страхования РФ) и его региональными отделениями ряд задач, в том числе по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (далее – пострадавшие).

Региональное отделение по Удмуртии приступило к решению этой задачи с середины 2000 года, т. е. с момента первых обращений пострадавших за оплатой реабилитационных мероприятий. Одновременно с этим стали отслеживать эффективность использования пострадавшими предоставленных возможностей получения всех видов реабилитации, рекомендованных им бюро медико-социальной экспертизы.

Наиболее востребованной оказалась медицинская реабилитация в виде санаторно-курортного лечения, обеспечение лекарственными средствами, специальный медицинский и бытовой уход. Далее – социальная реабилитация в виде обеспечения протезно-ортопеди­ческими изделиями и специальными транспортными средствами. Наименее востребованной на сегодняшний день остается профессиональная реабилитация.

В настоящее время региональное отделение производит страховое обеспечение 3962 получателей, из них 350 – по потере кормильца (в 2000 г. на учет в региональном отделении было поставлено 2467 получателей).

Расходы на возмещение вреда пострадавшим на производстве за период с 2000 г. по настоящее время составили 946 млн руб., из них на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 98 млн руб., что составляет 10,4 процента от общей суммы. При этом расходы на реабилитационные мероприятия для максимальной социальной адаптации и интеграции пострадавших в общество ежегодно увеличиваются и по сравнению с 2000 г. выросли в 22,4 раза, достигнув 21 млн руб.

Контроль за эффективностью проведенных реабилитационных мероприятий возложен на учреждения медико-социальной экспертизы. Для улучшения взаимодействия по обеспечению реабилитационными мероприятиями пострадавших региональным отделением заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУ ГБ МСЭ по УР.

Не все пострадавшие проявляют активность при получении социальной и профессиональной реабилитации. У многих пострадавших отсутствует мотивация в профессиональной реабилитации. Специалисты регионального отделения, непосредственно работающие с пострадавшими, могут привести десятки примеров, когда приходится уговаривать пострадавшего пройти реабилитационные мероприятия, разработанные для него. Причина отказа проста: после получения необходимой реабилитации бюро медико-социальной экспертизы при наличии позитивных изменений в состоянии здоровья человека вправе снизить процент утраты профессиональной трудоспособности. Соответственно, суммы страховых выплат в связи с этим сократятся, а в случае полного выздоровления – вообще прекратятся. В результате лица, получившие травму на производстве или профзаболевание, превращаются в иждивенцев по отношению к государству, находя для себя оправдание в том, что виноват в случившемся работодатель. А так как он перечисляет страховые взносы, тогда пусть пострадавшего всю оставшуюся жизнь содержит страховщик – Фонд социального страхования. В результате материальная заинтересованность пострадавших, их потребительское отношение доминирует над здравым смыслом необходимости сохранения здоровья и трудоспособности.

На сегодня из 2446 пострадавших трудоспособного возраста лишь 689 продолжают трудовую деятельность, что составляет 28,2 процента.

Отдельно необходимо остановиться на профессиональной реабилитации пострадавших.

Профессиональное обучение (переобучение) пострадавших. Всего в 2005–2007 гг. назначено профессиональное обучение 16 пострадавшим, из них в 2005 г. – 1, в 2006 г. – 7, в 2007 г. – 8.

Несмотря на проведение региональным отделением большой подготовительной работы по заключению договоров с учебными заведениями, оплата переобучения до 2007 г. не производилась, так как пострадавшие не проявляют заинтересованности в получении новой профессии либо специальности.

И лишь с 2007 г. можно констатировать, что появились первые результаты планируемого профессионального переобучения (по 3 пострадавшим).

Приемлемое для пострадавшего трудоустройство. Специалисты учреждений медико-социальной экспертизы практически в 100 процентах случаев при освидетельствовании пострадавших оформляют программы реабилитации, в которых дают рекомендации по рациональному трудоустройству. При необходимости специалисты регионального отделения, руководствуясь данными рекомендациями, в целях повышения эффективности реализации мер профессиональной реабилитации направляют руководителям организаций письма о необходимости рационального трудоустройства пострадавших. В результате проводимой работы только за 2006–2007 гг. страхователи письменно, с приложением копий приказов, уведомили региональное отделение о трудоустройстве 121 работника, пострадавшего на производстве.

При проведении анализа обращает на себя внимание тот факт, что с каждым годом растет количество пострадавших трудоспособного возраста с невысоким процентом утраты трудоспособности (от 10 до 30 процентов), уволившихся с предприятия, на котором произошел страховой случай. К сожалению, данная категория граждан не подпадает под действие нормативных правовых актов о квотировании рабочих мест, так как они не являются инвалидами. В связи с этим у работодателей отсутствует мотивация по рациональному трудоустройству пострадавших в соответствии с состоянием их здоровья.

Отмечено увеличение количества неработающих пострадавших, имеющих III группу инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов. Вместе с тем имеются случаи, когда пострадавшие с высокой степенью утраты профессиональной трудоспособности (более 70 процентов) и группой инвалидности продолжают работать на прежней должности и в прежнем объеме. И лишь после вмешательства регионального отделения руководители организаций выполняют рекомендации учреждений медико-социальной экспертизы по рациональному трудоустройству.

В результате проводимой всеми субъектами страхования работы только за последние 3 года в республике у 326 пострадавших при очередном освидетельствовании признано полное выздоровление и снят процент утраты профессиональной трудоспособности.

Контрольные вопросы.к главе 6

1.Назовите субъекты страхования.

2.Виды страховых выплат.

3.Пособие по временной нетрудоспособности.

4.Единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию.

5.Еемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию.

6.Учет вины застрахованного лица при определении размера ежемесячных страховых выплат.

7.Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация застрахованных лиц.

8.Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию


Глава 7. ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Прямые потери, затраты на локализацию и расследование аварии, социально-экономические потери, косвенный ущерб, экологический ущерб, потери от выбытия трудовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: