Организация импортных операций

Для проведения операций фирмы создают импортные отделы, вклю­чающие два сектора — закупочный и административный. Иногда фир­мы обращаются к услугам агентов по закупкам.

В крупных промышленных центрах, где преимущественно закупается товар, создаются постоянные представительства, закупочные конторы.

В некоторых развивающихся странах созданы правительственные организации, занимающиеся экспортом отдельных товаров, производимых на государственных предприятиях или скупаемых у частных лиц. Например, Бразильский институт кофе. Импортеры при закупке товаров пользуются услугами этих организаций.

Основные отличия торговли услугами от товарной:

–не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость ис­пользования для услуг материальной оболочки;

– услуги производятся и потребляются в основном одновременно;

– не подлежат хранению;

– большинство основано на непосредственном контакте между производителями и потребителями (исключение – с помощью ЭВМ). В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных про­изводителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.

Важной причиной роста рынка услуг является развитие информационного рынка, компьютерных технологий. Сервисные фирмы все больше используют компьютеры и компьютерные программы для выполнения своих функций. Компании по проверке бух­галтерско-финансовой деятельности работают на персональных компью­терах при выполнении аудиторских функций, а авиалинии в значитель­ной мере автоматизировали процессы резервирования и продажи биле­тов.

Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международ­ном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, т. е. практически отсутствовало.

Уже в начале переговоров проявилось противоречие между раз­витыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регули­рования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров.

В результате было оформлено совершенно новое соглашение:

Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services), входящее на правах приложения в соглашение о ВТО, является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами в целом. Документ определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на террито­рию другой страны и покрывает все виды услуг, кроме прави­тельственных. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципе РНБ. Тем самым ГАТС распространяет принципы ГАТТ на новый сегмент международной торговли, который составляет 20-25% ее объема.

ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.

В конечном счете понятие «услуги» не было определено, были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

• обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;

• гарантия доступа к национальным процедурам разрешения спо­ров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений. Соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);;

• стабилизация, замораживание ограничений в доступе на рынок и следование принципу РНБ и национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;

• участие переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обяза­тельств.

В то же время каждая страна имеет право:

• сохранять национальную монополию на предоставление не­которых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или спе­циальные права;

• ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;

• сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;

• применять ограничения в целях защиты платежного баланса;

• использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т. п., т. е. применять так называ­емые правила предусмотрительности (prudentials);

• участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

Так же как и ГАТТ, ГАТС предусматривает возможность отступления от согласованного РНБ в случае образования интеграционного союза и по соображениям национальной безопасности. В ГАТС включены обязательства сторон не накладывать ограничения на международную торговлю услугами в следующих формах: квоты на объем предостав­ляемых услуг; ограничения на стоимость услуг; ограничения общего числа организаций, предоставляющих услуги; ограничения числа физических лиц, которые предоставляют услуги; ограничения юридических форм, в которых могут быть зарегистрированы организации, предоставляющие услуги; ограничения на участие иностранного капитала в организациях, предоставляющих услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: