Для проведения операций фирмы создают импортные отделы, включающие два сектора — закупочный и административный. Иногда фирмы обращаются к услугам агентов по закупкам.
В крупных промышленных центрах, где преимущественно закупается товар, создаются постоянные представительства, закупочные конторы.
В некоторых развивающихся странах созданы правительственные организации, занимающиеся экспортом отдельных товаров, производимых на государственных предприятиях или скупаемых у частных лиц. Например, Бразильский институт кофе. Импортеры при закупке товаров пользуются услугами этих организаций.
Основные отличия торговли услугами от товарной:
–не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки;
– услуги производятся и потребляются в основном одновременно;
|
|
– не подлежат хранению;
– большинство основано на непосредственном контакте между производителями и потребителями (исключение – с помощью ЭВМ). В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
Важной причиной роста рынка услуг является развитие информационного рынка, компьютерных технологий. Сервисные фирмы все больше используют компьютеры и компьютерные программы для выполнения своих функций. Компании по проверке бухгалтерско-финансовой деятельности работают на персональных компьютерах при выполнении аудиторских функций, а авиалинии в значительной мере автоматизировали процессы резервирования и продажи билетов.
Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, т. е. практически отсутствовало.
Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров.
В результате было оформлено совершенно новое соглашение:
Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services), входящее на правах приложения в соглашение о ВТО, является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами в целом. Документ определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на территорию другой страны и покрывает все виды услуг, кроме правительственных. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципе РНБ. Тем самым ГАТС распространяет принципы ГАТТ на новый сегмент международной торговли, который составляет 20-25% ее объема.
|
|
ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.
В конечном счете понятие «услуги» не было определено, были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.
В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
• обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
• гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений. Соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);;
• стабилизация, замораживание ограничений в доступе на рынок и следование принципу РНБ и национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
• участие переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право:
• сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
• ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
• сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;
• применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
• использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т. п., т. е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
• участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
Так же как и ГАТТ, ГАТС предусматривает возможность отступления от согласованного РНБ в случае образования интеграционного союза и по соображениям национальной безопасности. В ГАТС включены обязательства сторон не накладывать ограничения на международную торговлю услугами в следующих формах: квоты на объем предоставляемых услуг; ограничения на стоимость услуг; ограничения общего числа организаций, предоставляющих услуги; ограничения числа физических лиц, которые предоставляют услуги; ограничения юридических форм, в которых могут быть зарегистрированы организации, предоставляющие услуги; ограничения на участие иностранного капитала в организациях, предоставляющих услуги.