Темы домашних контрольных работ по Логике

Вариант №1.

1. Дайте полную логическую характеристику понятия (укажите виды по объему и содержанию):

1.1. Взвод.

1.2. Сотрудник ДПС Самарской области.

1.3. Раскрываемость

1.4.Правительство.

2. Найдите субъект и предикат суждений

2.1. Ни один договор не может быть заключён в одностороннем порядке.

2.2. Подростки, достигшие 14 лет, несут уголовную ответственность.

2.3. Иногда рискованные дела плохо заканчиваются.

2.4.Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.

3. Сделайте вывод да двух посылок, определите фигуру и модус простого категорического силлогизма, проверьте соблюдения правил терминов силлогизма:

3.1. Федеральное собрание РФ состоит из двух палат. Федеральное собрание РФ является постоянно действующим органом власти. Следовательно...

3.2. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты – любители эстрады. Следовательно….

3.3.Некоторые студенты учатся на дневном факульете. Новиков учится на дневном факультете. Следовательно…..

Вариант №2

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1. Акционерное общество

1.2. Адвокат

1.3. Универсальный магазин.

1.4.Преступление.

2. Найдите субъект и предикат, количество и качество суждений:

2.1. Исполнительные документы, по которым истёк срок давности, судом в производство не принимаются.

2.2. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.

2.3. Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.

2.4.Судьи несменяемы.

3. Сделайте вывод из двух посылок, определите фигуру и модус простого категорического силлогизма, проверьте соблюдение правил посылок силлогизма:

3.1. Некоторые слушатели заочных отделений имеют среднее специальное образование. Некоторые слушатели заочных отделений – мастера спорта. Следовательно…

3.2. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно…..

3.3. Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит – приятная неожиданность. Следовательно……

Вариант №3

1. Ограничьте понятия:

1.1. Учебник.

1.2. Измерительный прибор.

1.3. Собственность.

1.4. Районный прокурор.

2. Определите вид простого суждения по смыслу (суждение свойства, отношения или существования):

2.1. В Европе нет государств, не имеющих гимна.

2.2. Законность - неотъемлемая часть демократии.

2.3. Звание капитан 1-го ранга выше звания капитана 3-го ранга.

2.4. Всё тайное становится явным.

3. Сделайте вывод из двух посылок, определите фигуру и модус простого категорического силлогизма, проверьте соблюдение правила фигуры силлогизма:

3.1.Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым.

Пропажа человека без вести - не преступление. Следовательно…

3.2.Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно следственных органах. Следовательно…..

3.3.Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья. Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка. Следовательно…..

Вариант №4

1. Определить логическое отношение между понятиями:

Противоречие, конфликты.

Артиллерист, сержант.

Народный, антинародный.

Чёрный, белый.

2. Определить вид сложного суждения.

Приговоры суда должны быть справедливыми и не выходить за рамки закона.

Если бы водитель тормозил, на асфальте, был бы смазанный след от протектора.

В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации (ГК.Ст.1).

3. Проверить правильность превращения суждения.

Некоторые правонарушители несовершеннолетние. Следовательно, некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними.

Всякому человеку свойственно ошибаться. Следовательно, ни один человек не может не ошибаться.

Ни один приговор суда не должен быть необоснованным. Всякий приговор суда должен быть обоснованным.

Вариант №5

1. Укажите существенные признаки понятий:

1.1. Депутат Государственной думы.

1.2. Юридический институт.

1.3. Музыкальный центр.

1.4.Государство.

2. Укажите выделяющие и исключающие суждения:

2.1. Только великие люди могут иметь великие недостатки.

2.2. Все студенты группы, кроме трёх человек, сдали экзамен досрочно.

2.3. Единица – начало всякого числа.

2.4.Смерть данного человека могла произойти по любой причине, за исключением естественной.

3. Проверьте правильность обращения суждений:

3.1. Все журналы – периодические издания. Следовательно, некоторые периодические издания – журналы.

3.2. Некоторые европейские государства не являются республиками. Некоторые республики не являются европейскими государствами. Следовательно…..

3.3.Все студенты юридических вузов изучают логику. Все изучающие логику – студенты юридических вузов. Следовательно…….

Вариант №6

1. Укажите единичные и общие признаки понятий:

1.1.Сотрудник ГАИ.

1.2.Успеваемость студента юридического факультета.

1.3.Частный предприниматель Сидоров, имеющий магазинов по адресам.

1.4.Планеты Солнечной системы.

2. Найдите субъект и предикат суждения:

2.1.Шоссе юго-западного направления на время ремонта закрыты!

2.2.Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

2.3.Некоторая часть картин молодых художников была продана аукционе.

2.4.Компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений.

3. Сделайте вывод из двух посылок, определите фигуру и модус простого категорического силлогизма, проверьте соблюдение всех правил силлогизма:

3.1.Ни один невиновный не должен быть привлечён к уголовной ответственности. Гражданин Н. и может быть привлечён к уголовной ответственности. Следовательно…

3.2.Оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Действия М.представляют собой унижение чести и достоинства гражданина Н., выраженное в неприличной форме. Следовательно……..

3.3.Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи. Следовательно……..

Вариант №7

1. Правильно ли дано определение понятий:

1.1.Штраф есть вид наказания.

1.2.Прокурор - гражданский юрист, отвечающий за соблюдение законности.

1.3.Шпионаж – передача иностранному государству или иному юридическому лицу сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

1.4.Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Найдите субъект и предикат, количество и качество суждений:

2.1.Следственный эксперимент имеет одной из своих задач уточнение причины расследуемого преступления.

2.2.Среди людей, пишущих книги, встречаются неталантливые.

2.3.Некоторые трудовые споры рассматриваются городскими судами.

2.4.Все граждане Российской Федерации имеют право на образование, труд, медицинское обслуживание.

3. Сделайте вывод и определите модус условно-категорического силлогизма:

3.1. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Между сопредседателями правозащитной комиссии нет согласия по поводу критериев законности забастовок рабочих области.

Следовательно…

3.2. Если обвиняемый совершил грабёж, он привлекается к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ. Обвиняемый привлечён к уголовной ответственности по данной статье. Следовательно…..

3.3. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомлённости. Фактические данные, сообщённые свидетелем, могут служить доказательством. Следовательно…..

Вариант №8

1. Дайте полную логическую характеристику понятий (укажите их видовую принадлежность по объему и содержанию):

1.1. Акция…

1.2. Несменяемость судей…

1.3. Опушка леса…

1.4. Коллектив….

2. Определите вид простого суждения по смыслу (суждение свой­ства, отношения или существования):

2.1. Оренбургская область находится юго-восточнее Самарской.

2.2. Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер.

2.3.Нет правил без исключений.

2.4.Существуют две основные концепции происхождения небесных тел.

3. Сделайте вывод из сложного силлогизма, определите его вид (прогрессивный и регрессивный):

3.1.Правовые акты подлежат соблюдению.

Инструкции являются правовыми актами.

Следовательно, инструкции подлежат соблюдению.

Акт, подлежащий соблюдению, имеет определенную форму.

Инструкции подлежат соблюдению.

Следовательно…

3.2. Спорт укрепляет здоровье.

Гимнастика – спорт.

Значит, гимнастика укрепляет здоровье.

Аэробика – гимнастика.

Следовательно…..

Вариант №9

1. Обобщите и ограничьте понятия.

1.1. Студент

1.2. Вексель

1.3. Докторская диссертация.

1.4. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

2. Определите вид сложного суждения.

2.1.Курсант получил допуск к экзаменам, только если сдаст все зачеты.

2.2.Оперативники и следователи знают множество вопросов.

2.3. Мы поедем отдыхать в санаторий, если у нас будет путёвка.

2.4.Посевная пройдёт успешно, если и только если, вовремя будут отремонтированы сельскохозяйственные машины.

3. Определите пропущенную часть сокращенного силлогизма.

3.1. Уголовное дело не может быть возбуждено, т.к. отсутствует состав преступления.

3.2. Наблюдение широко используется в оперативно-розыскной работе. Наблюдение метод научного познания.

3.3. Переводчику принадлежит авторское право за выполненный им перевод. П. принадлежит такое право.

Вариант №10

1. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным:

1.1. Холодный климат.

1.2. Законность.

1.3. Подвижный.

1.4. Смелый.

2. Укажите выделяющее и исключающее суждение:

2.1. Все жанры хороши, кроме скучного.

2.2. Только люди, не помнящие прошлого, обречены на его повторение.

2.3. Все студенты группы, кроме трёх человек, сдали экзамен досрочно.

2.4. Всякое преступление есть общественно опасное деяние.

3. Определите метод установления причинно-следственной связи (сходства, различия сопутствующих изменений, остатков) в индуктивном умозаключении:

3.1. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого роста производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства.

3.2. Исследуя происхождение цветов радуги. Английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что-то же явление имеет место и при происхождении света через другие прозрачные среды. Он нашёл в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов вёслами по воде.

Вариант № 11.

1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия, являются регистрирующими, и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

1.1. Правовая норма.

1.2. Российская Федерация.

1.3. Преступное деяние.

1.4. Первый космонавт.

2. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово, если оно есть. Приведите схемы суждений.

2.1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

2.2. Судьи несменяемы.

2.3. Отдельные виды наказания предусматривают лишение свободы.

2.4. Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не были революционерами.

3. Укажите умозаключения полной и неполной индукции. В неполной индукции определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключение по аналогии.

3.1. На первом курсе института восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что студенты 1 - й, 2 - й, 3 - й, 8 - й групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод о том, что все студенты первого курса успешно сдали все экзамены.

3.2. В квартире 37 проживает семья Фёдоровых, состоящая из шести человек: С.И.Фёдоров, его жена И.А.Фёдорова, их сыновья Сергей и Игорь, родители С.И.Фёдорова – И.С.и Е.П.Фёдоровы. Сергей окончил юридический факультет МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Значит, все проживающие в квартире 37 совершеннолетние.

Вариант № 12.

1. Установите, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляются выделенные понятия.

1.1. Человек осваивает космос.

1.2. Человек имеет право на гражданство.

1.3. Сочинения Ф.М.Достоевского отличаются глубоким психологизмом.

1.4. Сочинения Ф.М.Достоевского составляют несколько томов.

2. Определите большую и меньшую посылку. Сделайте вывод. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Обвиняемый имеет право на защиту. Н обвиняемый.

2.2. Все студенты нашей группы получили зачёт по иностранному языку. Волков зачёт по иностранному языку не получил.

2.3. Н – осужденный, а осуждённый имеет право просить о помиловании.

2.4. Ни один киноактёр в нашем доме не проживает. Зотов проживает в нашем доме.

3. Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?

3.1. Всю неделю стояла жарка погода.

3.2. Все футболисты сборной команды явились на тренировку.

3.3. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

3.4. Механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту.

Вариант № 13.

1. Определите вид отношений между понятиями, изобразите их при помощи круговых схем Эйлера.

1.1. Государство. Унитарное государство. Россия.

1.2.Учёный. Юрист. Общественный деятель.

1.3. Наказание. Лишение свободы на определённый срок. Исправительные работы. Обязательные работы. Ограничение свободы.

1.4. Военнослужащий. Орденоносец. Танкист.

2. Выразите в символической записи суждения со сложным субъектом и сложным предикатом.

2.1. Кино, радио, телевидение, пресса стали мощными факторами воздействия на массы.

2.2. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.

2.3. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2.4. Виновным в преступление признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

3. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме, приведите их символическую запись.

3.1. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом. (ст.46.УК).

3.2. Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

3.3. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан.(ст.27 УПК)

3.4. Санкция в международном праве применяется к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

Вариант № 14.

1. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

1.1 Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические издания.

1.2. Политические партии разделяются на правящие или оппозиционные.

1.3. Различают суды первой, кассационной и надзорной инстанции.

1.4. Государства бывают унитарными и федеративными.

2. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P). Достоверные суждения выразите с помощью оператора «опровергнуто», проблематические – с помощью операторов «доказано» и «опровергнуто».

2.1. Установлено, что Н – организатор преступления.

2.2. Вероятно, что в соответствии со статьёй 77 Уголовного кодекса РФ обвиняемый будет освобожден от уголовной ответственности.

2.3. По мнению ряда учёных, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа.

2.4. В связи с амнистией Р освобождается от дальнейшего отбывания наказания.

3. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме (со связкой «если…., то…,). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложными суждениями.

3.1. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.

3.2.Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведён с нарушением требования предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.

Вариант № 15.

1. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

1.1. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (ТК.Ст.33).

1.2. В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.

1.3. Познанья путь и долог и тяжёл.

1.4. Мал золотник да дорог.

2. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчинённые данным. Установите их истинность или ложность.

2.1. Электрон имеет отрицательный заряд.

2.2. Несовершеннолетние не имеют право голоса.

2.3. Всякое правонарушение есть противоправное деяние.

2.4. Грабёж есть открытое хищение чужого имущества.

3. Сделайте вывод из посылок; установите с помощью общих правил силлогизма, следует ли заключение с необходимостью.

3.1.Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно.

3.2. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов – свидетель.

3.3. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде.

Вариант № 16.

1. Проверьте правильность обобщения понятий.

1.1 Преступление. Правонарушение.

1.2. Лето. Наиболее тёплое время года.

1.3. Месяц. Год.

1.4. Конституция России. Источник права.

1.5. Москва. Столица России.

2. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

2.1. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали.

2.2. Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились.

2.3. Договор будет заключён, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор заключён не будет.

2.4. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер.

3. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах.

3.1. Много снегу – много хлеба; много воды – много травы.

3.2. Во время града выкинь помело в окно – пройдёт.

3.3 Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.

3.4. Если вокруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдёт.

Вариант № 17.

1. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено)

1.1 Дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушение.

1.2. Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации.

1.3. Грабеж – преступление против собственности.

1.4. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

2. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P). Достоверные суждения выразите с помощью оператора «опровергнуто», проблематические – с помощью операторов «доказано» и «опровергнуто».

2.1. В шесть часов я постараюсь быть дома.

2.2. Лето по – видимому, будет жаркое.

2.3. Неверно, что весь ассортимент, необходимый для закупки продукции, предусмотрен в данном договоре.

2.4. Нисколько не отвергая показаний свидетелей, мне кажется, что этому обстоятельству можно дать гораздо более простое объяснение, нежели то, которое даёт товарищ прокурора.

3. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах.

3.1. Если убить змею и повесить на берёзу, пойдёт дождь.

3.2. К ненастью соль волгнёт (сыреет)

3.3. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.

3.4. Гусь лапу поднимет - к стуже.

Вариант № 18.

1. Укажите вид деления понятия, делимое понятие, члены деления, основание деления.

1.1. Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной.

1.2. Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

1.3. Общественная опасность деяния в конкретных условиях рассматривается законодателем или как преступление или как правонарушение административное, гражданско-правовое, трудовое.

1.4. Гражданский иск может быть направлен на возврат имущества, возмещение убытков, уплату неустойки, устранение препятствий к пользованию, уплату алиментов.

2. Определите деонтическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «обязанность» - О (d), «запрещение» - F(d), «разрешение» - P(d).

2.1. Не сотвори себе кумира.

2.2. Человек должен жить, и творить, а не прозябать.

2.3. Cрочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника (ТК.Ст.59).

2.4. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность дознания на обвиняемого. (УПК. Ст.29.)

3. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем.

3.1. Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъёмом на высоту.

3.2. При взвешивании вещества определённого химического состава было установлено, что вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое – то неизвестное вещество. Им оказался литий.

Вариант № 19.

1. Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом выразите в символической записи.

1.1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

1.2. Задачами Уголовного кодекса Российской Федерации являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности. Окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. (УК. Ст.2).

1.3. Общепризнанные принципы и нормы международного права ми международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерацией составной частью правовой системы Российской Федерации (ГK. Ст.7).

1.4. Лекции в Московском университете слушали Радищев и Новиков, Чаадаев и Белинский, Тургенев и Гончаров, Тютчев и Фет, Писемский и Н.А.Островский.

2. Определите алетическую модальность суждений: установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным.

2.1. Земля обращается вокруг Солнца по планетной орбите.

2.2. Земля – центр Вселенной.

2.3. Всякое действие равно противодействию.

2.4. Загрязнение окружающей среды может активизировать сердечно – сосудистые и лёгочные заболевания.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

3.1. История России – социальная наука.

3.2. Земля обращается вокруг Солнца по планетной орбите.

3.3. Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» - общее.

3.4. Сделка, совершённая гражданином Прониным, является односторонней.

Вариант № 20.

1. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

1.1. Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последнюю электричку и она уйдёт без меня. Но я не опоздал на последнюю электричку, и она без меня не ушла.

1.2. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Сборочный цех может быть принят и введён в эксплуатацию.

1.3. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, если они состоят в родстве между собой. Р.и П. родственники.

2. Сделайте вывод (если он отсутствует), определите степень вероятности заключения, найдите рассуждения, содержащие логические ошибки: «поспешное обобщение» и «после этого, значит, по причине этого».

2.1. Студенты 3 – группы Мартынов, Малахов и Яковлев, сдававшие экзамены по истории государства и права России первыми показали хорошее знание предмета. Можно предположить, что все студенты 3 – й группы усвоили историю государства и права России.

2.2. Чижов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции, определите, является ли обоснование тезиса достоверным.

3.1. Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.

3.2. Многие герои античной мифологии – боги.

3.3. Некоторые модусы условно – категорического умозаключения не дают достоверных выводов.

Вариант № 21.

1. Из приведённых суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их ложность или истинность.

1.1. Некоторые преступления не являются умышленными.

1.2. Некоторые писатели – авторы фантастических романов.

1.3. Некоторые преступления относятся к особо тяжким.

2. Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.

2.1. Если Н. совершил грабёж, он привлекается к уголовной ответственности. Н. привлекается к уголовной ответственности.

2.2. Если Л. Виновен в разбойном нападении, то он привлекается к уголовной ответственности по ст.162 УК РФ. Л. привлечён к уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ.

2.3. Если в трудовом договоре не оговорён срок его действия, то договор считается заключённым на неопределённый срок. Однако срок действия в трудовом договоре не оговорён.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя аналогию, как форму обоснования.

3.1. Скорее всего, младшая сестра моей сокурсницы обладает неплохим музыкальным слухом.

3.2. Вероятно, в сентябре этого года будут тёплые и ясные дни.

3.3.Ошибка узкого определения ведёт к неравенству определяемого и определяющего понятий.

Вариант № 22.

1. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно – категорического умозаключения.

1.1. Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются: болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок. Как выяснилось, обвиняемый не был болен и повестку он получил своевременно. Возможно, что имели место, какие – то другие уважительные причины, помешавшие ему явиться в назначенный срок.

2. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя любую форму обоснования.

2.1. У Рощина нет ни музыкальных, ни математических способностей.

2.2. Если у человека отнимают последнюю надежду, то он падает духом.

2.3. Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.

2.4. Метёлкин – родственник Скворцова.

3. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса.

3.1. А.С.Пушкин – автор ряда прекрасных сказок.

3.2. Растения есть вид живой природы.

3.3. Подсудимый Листов совершил преступление по неосторожности.

Вариант № 23.

1. Можно ли считать тождественными суждения при замене выделенного понятия понятием, заключенного в скобках.

1.1. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности (преступное деяние, правонарушение).

1.2. В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договорённости выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).

1.3. Он был убеждён, что осмеяние порока уменьшает его силу больше, нежели нравоучения (поучение, наставление, назидание).

2. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу.

2.1. Если будет засуха, посевы погибнут.

2.2. Если суд придёт к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.

3. Постройте деструктивную (прямое опровержение) и конструктивную критику тезиса.

3.1. Физика – гуманитарная наука.

3.2. Россия – унитарное государство.

3.3. В суждении «Некоторые преступники – рецидивисты» предикат не распределён.

Вариант № 24.

1. Укажите вид определения: номинальное и реальное, явное или неявное.

1.1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

1.2. Газета – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

1.3. Работник – физическое лицо, вступающее в трудовые отношения с работодателем.

2. Определите алетическую модальность суждений: установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным.

2.1. Не исключено, что у Мошкина был соучастник.

2.2. Дыма без огня не бывает.

2.3. За весной следует лето.

3. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно – категорического умозаключения.

3.1. Можно было предположить, что убийство А. совершено с целью ограбления. Однако это казалось маловероятным, так как А. был одет плохо и ценностей при себе не имел. Убийство могло быть совершено из мести, но лица знавшие А., характеризовали его как человека, скромного, тихого. Последние три года он работал сторожем в школе, ни с кем не ссорился. С учётом этих обстоятельств наиболее вероятным казалось предположение о том, что убийство совершенно их хулиганских побуждений.

Вариант № 25.

1. Укажите вид определения: номинальное и реальное, явное или неявное.

1.1. Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении, какого – либо преступления.

1.2. Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

1.3. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

2. Укажите выделяющие и исключающие суждения.

2.1. Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.

2.2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы должна быть нотариально заверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. (ГК. Ст.185)

2.3. Смерть данного человека могла произойти по любой причине, за исключением естественной.

3. Постройте деструктивную (прямое опровержение) и конструктивную критику тезиса.

3.1. В нашей стране каждый мужчина старше восемнадцати лет призывается на военную службу.

3.2. Все люди злы.

3.3.Обвинемяый Ребров имеет алиби.

Вариант № 26.

1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

1.1. Бригада морской пехоты.

1.2. Участник Сталинградской битвы.

1.3. Рабочий класс.

1.4. Верховный Суд.

2. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово, если оно есть. Приведите схемы суждений.

2.1. Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

2.2. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.

2.3. Компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений.

2.4. На море синее вечерний пал туман (А.С.Пушкин).

3. Укажите умозаключения полной и неполной индукции. В неполной индукции определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключение по аналогии.

3.1. В одном из городов производились измерения радиационного фона. В первом, третьем, пятом и шестом районах уровень радиации соответствует норме на всей территории города.

3.2. Осматривая место происшествия, где выстрелом из охотничьего ружья был убит гражданин Петухов, следователь нашел пыж. Он оказался самодельным, изготовленным из обрывка газеты. Развернув его, следователь убедился, что он сделан из клочка бумаги, оторванного от газеты «Труд». У Савельева, подозреваемого в убийстве, при обыске изъяли ружьё и патроны. При вскрытии последних изъяты пыжи. Они оказались изготовленными из газеты «Труд». Следователь развернул все пыжи и приложил один к другому по линии отрывов. В результате удалось составить около ¾ листа газеты. Следователь решил проверить, не совпадает ли с отобранными пыжами и тот, который был найден на месте убийства. Оказалось, что и этот пыж по линии отрыва совпал с пыжами, изъятыми у Савельева; одной стороной – с одним пыжом, а другой – с другим. На этом основании следователь сделал вывод, что пыж, найденный на месте убийства, изготовлен из той же газеты, обрывки которой найдены в патронах, изъятых у Савельева.

Вариант № 27.

1. Установите, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляются выделенные понятия.

1.1. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности.

1.2. В странах Азии проживает более половины всего человечества.

1.3. Глава правительства – руководитель высшего органа исполнительной государственной власти.

1.4. Голь на выдумки хитра.

2. Определите большую и меньшую посылку. Сделайте вывод. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Каждый из участников общей долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. В – участник общей долевой собственности.

2.2. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие.

2.3. Карелия – республика, она является субъектом Российской Федерации.

2.4. Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг.

3. Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?

3.1. Ни один вопрос не остался без ответа.

3.2. Ничто не возникает из ничего.

3.3. Не все преступления раскрыты.

3.4. Незаконное предпринимательство наказывается по статье 171.УК РФ.

Вариант № 28.

1. Определите вид отношений между понятиями, изобразите их при помощи круговых схем Эйлера.

1.1. Верующий. Православный католик. Европеец.

1.2. Еженедельник. Периодическое издание. Газета.

1.3. Изобразительное искусство. Живопись. Графика. Скульптура.

1.4. Скромность. Зазнайство.

2. Выразите в символической записи суждения со сложным субъектом и сложным предикатом.

2.1. Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.

2.2. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого.

2.3. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы.

2.4. Лекции в Московском университете слушали Радищев и Новиков, Чаадаев и Белинский, Тургенев и Гончаров, Тютчев и Фет, Писемский и А.Н.Островский.

3. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме, приведите их символическую запись.

3.1. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием преступления или был добыт преступным путём.

3.2. В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела (УПК. Ст.113.).

3.3. Обвиняемый, преданный суду, именуется подсудимым, если в отношении обвиняемого вынесен обвинительный приговор, то осужденным.

3.4. Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе потребовать у них объяснения.

Вариант № 29.

1. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

1.1. Науки можно разделить на: фундаментальные и прикладные.

1.2. Преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

1.3. Трудовые договоры могут заключаться на неопределённый и определённый срок.

1.4. В развитии науки есть эволюционные и революционные периоды.

2. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P). Достоверные суждения выразите с помощью оператора «опровергнуто», проблематические – с помощью операторов «доказано» и «опровергнуто».

2.1. Есть основания предполагать, что Н не был соучастником преступления.

2.2. С. привлекается к уголовной ответственности по статьё 159 УК РФ за мошенничество.

2.3. Самым древним объектом культа был, вероятно, огонь.

2.4. Выводы учёных по исследованию состава данных облаков не исключают наличия в них азотистой кислоты.

3. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме (со связкой «если….,то…,). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложными суждениями.

3.1. Если Н признан виновным в совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности. В этом случае по отношению к нему применяются основные или дополнительные меры наказания.

3.2. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит такое решение, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.

Вариант № 30.

1. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

1.1. Лучше скажи мало, но хорошо.

1.2. Несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления путём обещаний, обмана, угроз или иным способом.

1.3.Административная ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

1.4. Если сегодня пятница, то завтра суббота.

2. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчинённые данным. Установите их истинность или ложность.

2.1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2.2. Каждый гражданин имеет право на самозащиту.

2.3. Все свидетельские показания подтвердились.

2.4. Совершеннолетние имеют право голоса в суде.

3. Сделайте вывод из посылок; установите с помощью общих правил силлогизма, следует ли заключение с необходимостью.

3.1. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты любители эстрады.

3.2. Человек осваивает космическое пространство. Сорокин – человек.

3.3. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобождается от уголовной ответственности.

Вариант № 31.

1. Проверьте правильность обобщения понятий.

1.1. Соучастник преступления. Подстрекатель.

1.2. Металлургический завод. Промышленное предприятие.

1.3. Преподаватель. Юрист.

1.4. Час. Сутки.

1.5. Малахит. Минерал.

2. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

2.1. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. может быть оставлен в силе.

2.2. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. Может участвовать в рассмотрении дела.

2.3. Кто работает, тот не скучает. Он работает.

2.4. Если бы водитель на повороте вовремя бы притормозил, то автомобиль вписался бы в поворот.

3. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах.

3.1. Сей овёс, когда босая нога на пашне не зябнет.

3.2. Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

3.3. Ласточки летают низко – к дождю.

3.4. Подушку под собой перевернуть – собака выть перестаёт.

Вариант № 32.

1. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

1.1. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

1.2. Физика не гуманитарная наука.

1.3. Народ – автор и актёр собственной жизненной драмы.

1.4. Истина – дочь разума, мать мудрости.

2. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P). Достоверные суждения выразите с помощью оператора «опровергнуто», проблематические – с помощью операторов «доказано» и «опровергнуто».

2.1. Алиби Степана Скитского, т.е. нахождение его в городе вплоть до начала третьего часа и притом провождение времени при отличном настроении духа в самых невинных занятиях, абсолютно доказано.

2.2. Он (полицмейстер Иванов) имел, по-видимому, повадку в подобных случаях жестикулировать кулаком более выразительно, чем это обыкновенно принято.

2.3. Выводы учёных по исследованию состава данных облаков не исключают наличия в них азотистой кислоты.

2.4. По-видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться (М.Твен)

3. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах.

3.1. Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют.

3.2. Май холодный – год хлебородный.

3.3. Хлеб или ложка за обедом выпадает – гость спешит.

3.4. Старый конь борозды не испортит.

Вариант № 33.

1. Укажите вид деления понятия, делимое понятие, члены деления, основание деления.

1.1. В законодательстве демократических государств предусмотрены санкции за нарушение социально –экономических, политических или личных прав граждан.

1.2. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

1.3. В развитии науки есть эволюционные и революционные периоды.

1.4. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

2. Определите деонтическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «обязанность» - О (d), «запрещение» - F(d), «разрешение» - P(d).

1.2. Работать с растворителем лучше в хорошо проветриваемом месте.

2.2. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Некрасов).

2.3. Работать с растворителем лучше в хорошо проветриваемом помещении.

2.4. Машина ГАЗ 21 №ММ12-41, остановитесь!

3. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем.

3.1.Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

3.2. При установлении причин дорожно-транспортного происшествий был сделан вывод о том, что, несмотря на все различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т.д.), большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя.

Вариант № 34.

1. Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом выразите в символической записи.

1.1. Проказница Мартышка,

Осёл, козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет. (Крылов).

1.2. Швед, русский – колет, рубит, режет (Пушкин).

1.3. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит.

Золотыми потоками хлынуло (Никитин).

1.4. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Определите алетическую модальность суждений: установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным.

2.1. Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константинове.

2.2. Кратковременные расстройства сна бывают у вполне здоровых людей от переутомления.

2.3. Во время охоты из-за неосторожного обращения с ружьём Чижов едва не ранил Воробьёва.

2.4. Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ повлекло по неосторожности нежелательные последствия.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

3.1. Гоголь – современник Пушкина.

3.2. Пискарёв привлекается к дисциплинарной ответственности.

3.3. Подстрекатель Чёрнов склонил Окунева к совершению преступления путём подкупа.

3.4. Светлана – дочь Петра.

Вариант № 35.

1. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

1.1. Раз исследуется вся сложность влияний, падающих извне на животное, то эта сложность должна быть в руках экспериментатора. Такая сложность влияний исследуется (Павлов).

1.2. Если граждане моложе шестнадцати лет не являются лицами участвующими или свидетелями, то они не допускаются в зал судебного заседания. К. четырнадцати лет и П. пятнадцати лет допущены в зал судебного заседания.

1.3. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомлённости. Фактические данные, сообщённые свидетелем, могут служить доказательством.

2. Сделайте вывод (если он отсутствует), определите степень вероятности заключения, найдите рассуждения, содержащие логические ошибки: «поспешное обобщение» и «после этого, значит, по причине этого».

2.1.Русские юристы последней трети XIX века Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода Арсеньеве, Андреевском, Карабачевском, Плевако, Урусове. Из этого следует, что все русские юристы последней трети XIX века были выдающимися ораторами.

2.2. Дети, которых я знаю, любят манную кашу. Вероятно, манную кашу любят все дети.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции, определите, является ли обоснование тезиса достоверным.

3.1. Многие уголовные дела, возбуждённые в этом году, остались нераскрытыми.

3.2. Некоторые выпускники МГЮА работают в судебно – следственных органах.

3.3. Среди русских писателей есть лауреаты Нобелевской премии.

Вариант № 36.

1. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно – категорического умозаключения.

1.1. У работницы кондитерской фабрики при задержании её в проходной после окончания смены обнаружено несколько килограммов сахарного песка. Это хищение могло быть совершенно без помощи, и ведома других лиц, но может свидетельствовать и о групповом хищении с участием работников охраны или материально ответственных лиц фабрики. Установлено, что работница была умышленно и беспрепятственно пропущена через проходную дежурным вахтёром, что исключает предположение о хищении без помощи или ведома других лиц.

2. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя любую форму обоснования.

2.1. Если Страхов заболел, он должен быть освобождён от работы.

2.2. Определение «Искусство – не наука» построено с нарушением правил.

2.3. Некоторые студенты активно занимаются научной работой.

2.4. Не все писатели – классики.

3. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса.

3.1.Понятия «преступление против собственности» и «мошенничество» находятся в отношении подчинения.

3.2.Некотрые московские театры находятся в пределах Садового кольца.

3.3.Суждение «Кража – тайное хищение чужого имущества» обращается без ограничения.

Вариант № 37.

1. Из приведённых суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их ложность или истинность.

1.1.Большинство студентов успешно сдали сессию.

1.2.Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами.

1.3.Некотрые суждения не являются простыми.

2. Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.

2.1.Если сегодня вторник, то завтра среда. Но сегодня не вторник.

2.2.Каждый имеет право на возмещение вреда, если вред незаконно причинен его имуществу. П. имеет право на возмещение вреда.

2.3.Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Уголовное дело может быть возбуждено.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя аналогию, как форму обоснования.

3.1. Новый сотрудник нашего института должен отличаться ответственным отношением к делу.

3.2. Обвиняемый Синичкин будет осуждён на три года.

3.3. Нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок.

Вариант № 38.

1. Можно ли считать тождественными суждения при замене выделенного понятия понятием, заключенного в скобках.

1.1. Сельскохозяйственные предприятия области из убыточных превратились в прибыльные.(рентабельные, доходные, развивающиеся)

1.2. После почти 200 –летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным, светским).

1.3. В подтверждение выдвинутых положений защитник привёл убедительные аргументы (основания, доводы).

2. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу.

2.1. Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.

2.2. Из – за неблагоприятной погоды вылет самолёта задерживается.

3. Постройте деструктивную (прямое опровержение) и конструктивную критику тезиса.

3.1. Аналогия – рассуждения от общего к частному.

3.2. Любое преступление является умышленным.

3.3. Понятия «депутат» и «юрист» несовместимые.

Вариант № 39.

1. Укажите вид определения: номинальное и реальное, явное или неявное.

1.1. Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определённого вида.

1.2. Кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

1.3. Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

2. Определите алетическую модальность суждений: установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным.

2.1. Из – за повреждения железнодорожного полотна поезд Москва – Вологда опоздал на 40 минут.

2.2. Повышение сейсмической активности региона иногда сопровождается выбросами бесцветного газа из недр озёр.

2.3. Ошибочно приписывать современным кибернетическим устройствам способность мышления и тем более сознания.

3. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно – категорического умозаключения.

3.1.На вопрос доктора Уотсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: «….мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я всё утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте всё, что могло иметь место и останется один – единственный факт, который и есть истина.

Вариант № 40.

1. Укажите вид определения: номинальное и реальное, явное или неявное.

1.1. Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правовыми отношениями.

1.2. Случайность – форма проявления необходимости.

1.3. Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.

2. Укажите выделяющие и исключающие суждения.

2.1.Н.В.Гоголь – автор «Мёртвых душ».

2.2.Одни поддельные цветы дождя боятся (Крылов)

2.3. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

3. Постройте деструктивную (прямое опровержение) и конструктивную критику тезиса.

3.1. Дж. Бруно – сторонник геоцентрической модели Вселенной.

3.2. Определение «Разбой – хищение чужого имущества» выполнено с соблюдением правил это операции.

3.3. Подсудимый Горшков совершил преступление по неосторожности.

Вопросы для подготовки к зачету по Отечественной истории

1. История как наука.

2. Киевская Русь в VIII – начале XI вв.

3. Киевская Русь в XI – начале XII вв.

4. Феодальная раздробленность на Руси 2-я треть XII – начало XIII вв. Борьба с внешней агрессией.

5. Северо-Восток Руси в XIV – начале XV вв. Процесс объединение земель вокруг Москвы.

6. Московское государство во 2-й половине XV – начале XVI вв.

7. Московское государство при Иване Грозном.

8. Московское государство в конце XVI – начале XVII вв. Смутное время.

9. Россия в XVII в.: экономика, церковные реформы и раскол.

10. Россия в XVII в.: внутренняя политика, внешняя политика и социальные конфликты.

11. Россия в конце XVII – начале XVIII вв. Правление Фёдора Алексеевича и Петра I.

12. Россия во 2-й четверти – середине XVIII вв. Дворцовые перевороты.

13. Россия во второй половине XVIII века. Правление Екатерины II.

14. Россия в конце XVIII в. Правление Павла I.

15. Россия в 1-й четверти XIX века. Правление Александра I.

16. Россия во 2-й четверти XIX в. Правление Николая I.

17. Россия в эпоху «Великих реформ». Правление Александра II.

18. Россия в конце XIX в. Правление Александра III.

19.Россия на рубеже XIX - XX вв. Начало правления Николая II. I российская революция.

20. Россия между двумя революциями. Окончание правления Николая II.

21.Февральская революция и Октябрьское восстание. Начало создания Советского государства.

22. Гражданская война (1918-1922 гг.).

23. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика.

24. Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е гг.

25. Политика коллективизации и индустриализации и её итоги к началу 40-х гг.

26. СССР во II мировой войне.

27. СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.).

28. СССР в середине 50-х – середине 60-х гг. ХХ в.

29. СССР во 2-й половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.

30. Перестройка в СССР.

31. Современная Россия.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник

1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2001.

2. История России XVIII – XIX вв. / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2001.

3. История России XХ в. / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2001.

Обязательная литература

4. Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Моисейкина М.Н. История Отечества с древнейших времен. М., 2000. Ч.1-3.

5. Вернадский Г.В. Русская история. М., 2001.

6. Горожанин А.В., Рыбников В.В., Ипполитов Г.М., Ефремов В.Я., Алексушин Г.В. «Россия – священная наша держава». Самара, 2003. Кн.1-6.

7. История России / Под ред. Ю.И.Казанцева. М.-Н/сиб., 2001.

8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.-Минск, 2002. Кн.1-3.

9. Костомаров Н.И. Русская история. Ростов-на-Дону, 1998. Т.1,2.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001.

11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону, 1999.

12. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. СПб., 1999.

Дополнительная литература

13. Август — 91 / Под ред. А.В.Никольского и др. М., 1991.

14. Аверх А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М. 1991.

15. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

16. Анисимов Е.В. Россия без Петра. Спб., 1994.

17. Арон Р. Критическая философия истории // Арон Р. Избранное: введение в философию истории. М.-СПб., 2000.

18. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1969.

19. Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. М.-Л., 1933.

20. Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902.

21. Бердяев Н.А. Новое Средневековье: размышления о судьбе России и Европы // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т.1

22. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.

23. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

24. Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи. М., 1910.

25. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2т. М, 1994.

26. Буганов В.И. Россия в XVIII столетии. М, 1989.

27. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII — XVIII вв. М., 1976.

28. Булдаков В. Красная Смута. Природа и последствия революционного насилия. М, 1997.

29. Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX – XX веках. Л., 1979.

30. Валишевский С. Первые Романовы. М, 1990.

31. Введение христианства на Руси / Ред. А.Д.Сухов. М, 1987.

32. Великие государственные деятели России. Учебное пособие для ВУЗов России и школ. М, 1996.

33. Верт Н. История Советского государства. 1900—1991. М., 1995.

34. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

35. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

36. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849— 1911 гг.: В 2 т. М., 1997.

37. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1995.

38. Волкогонов Д.А. Ленин: исторически портрет: В 2 кн. М, 1994.

39. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В.Сталина: В 2 кн. М., 1989.

40. Волкогонов Д.А. Троцкий: Политический портрет: В 2 кн. М., 1992.

41. Время императора Петра II и императрицы Анны Ивановны: Из записок князя П.В.Долгорукого: Сочинения и переписка участников и современников. М., 1997.

42. Вторая мировая война: Итоги и уроки / Под ред. С.Ю.Тюшкевича. М., 1989.

43. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII вв.). М., 1987.

44. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1993.

45. Геллер М.Я., Иекрич A.M. Утопия у власти. История России 1917—1995: В Зт. М., 1996.

46. Год кризиса, 1938 — 1939: документы и материалы: В 2 т. М., 1990.

47. Горбачев — Ельцин: 1500 дней противостояния. М., 1992.

48. Гордин Я. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года: После мятежа. Хроника. М., 1997.

49. Греков БД. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975.

50. Греков БД. Киевская Русь. M., 1953.

51. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М, 1987.

52. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. №2-

53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

54. Данилов А.И. Ф.Мейнеке и немецкий буржуазный историзм // Новая и новейшая история. 1962. №2.

55. Деникин А.И. Очерки Русской Смуты. Т. 1-2. М., 1991.

56. Древнерусские княжества X — XIII вв.: Сборник научных статей. / Отв. ред. Л.Г.Бескровный. М, 1975.

57. Древние славяне и Киевская Русь: Сб. научных статей / Отв. ред. П.П.Толочко. Киев, 1988.

58. Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1994.

59. Ерасов Е.Б. Введение. Цивилизация: слово – термин – теория // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 2001.

60. Ерасов Е.Б. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

61. Ефремов В.Я, Ипполитов Г.М. Казаков В.Г.,Малафеев А.В., Рыбников В.В. Россия: взгляд в будущее: Экспериментальное учебно-методическое пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Отечественная история» по заочной форме обучения..I-III. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.

62. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 3 т. М., 1990.

63. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

64. Зимин А.А. В канун великих потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: