Общественные нормы — это устоявшиеся стереотипы поведения, которые прививаются всем членам общества посредством одобрения или неодобрения со стороны сограждан. Например, в нашем обществе женщина была бы очень быстро изгнана из приличной компании, если бы приходила играть в бридж в купальном костюме. Точно так же общественное неодобрение обычно сопутствует мужчине, который позволяет жене оказывать ему финансовую помощь.
Значительная часть воспитания каждого ребенка состоит в привитии ему норм того общественного слоя, к которому он принадлежит по рождению. К моменту, когда он становится взрослым, основные нормы поведения — собственная манера одеваться, есть, приветствовать незнакомых людей или друзей — оказываются для его столь привычными, что выглядят врожденными. Как правило, человек задумывается о них только в тех исключительных случаях, когда их нарушает (осознание этого не дает ему покоя), и в самых редких случаях он распознает те общественные взгляды, благодаря которым эти нормы ему привиты. Многие общественные нормы придают конкретный облик поведению людей в организационных ситуациях. Например, определенные виды одежды считаются уместными для определенных профессий; с начальником следует разговаривать в одной манере, а с работником-коллегой — в другой; для служащего естественно остаться дома, если он болен, но не просто лишь потому, что его мутит с похмелья.
|
|
Правительственное учреждение действует не в изоляции; оно изначально погружено в обычаи и традиции общества, которое его окружает. Правительственному ведомству в Китае (и, кстати, при некоторых ситуациях в США) приходится приспосабливаться к широко распространенному восприятию взятки («тиснуть») как неизбежного элемента управления. Администраторы в Японии должны принимать в расчет распространенное нежелание подчиненных приступать к действиям без прямых приказов сверху. В Германии, по крайней мере при Веймарской республике, буквального подчинения власти можно было бы ожидать в гораздо большей степени, чем в большинстве таких же ситуаций в Соединенных Штатах [28].
Властные полномочия. Этот учебник посвящен современному государственному управлению в Соединенных Штатах. Какие нормы, оказывающие значительное влияние на образ действий правительственных учреждений, преобладают в нашей культуре? Первым по значимости стоит отношение к власти. Хотя наше общество, может быть, более анархично, чем большинство других, — будучи терпимым к заметному уровню индивидуального сопротивления власти и даже, во многих обстоятельствах, возводя неподчинение в доблесть, — все-таки в нем возникает множество ситуаций, когда от человека ожидают, и он сам ожидает, признания власти других людей.
|
|
В большинстве дискуссий об использовании властных полномочий в организациях делается упор на роли санкций — возможных поощрений и наказаний — в реализации этих полномочий. Если служащий не подчиняется приказам, его могут уволить или откажут ему в повышении в должности. В действительности же санкции подобного рода не более важны для поддержания отношений, основанных на проявлении и подчинении власти, чем реакция неодобрения, которую человек встречает у своих коллег, когда отказывается принимать «правила игры». Например, невозможно никакое другое объяснение согласия с решениями группы людей, играющих на пляже в бейсбол, когда единственно доступными санкциями являются неодобрение или исключение из игры.
Стереотипы, связанные с властными полномочиями, заметно преобладают в нашем обществе. В целом считается само собой разумеющимся, что если индивидуум соглашается выполнять какую-то работу организации, то он обязуется подчиняться командам — отдаваемым в разумных пределах — тех, кто управляет организацией. Нарушение субординации становится особенно непривлекательным для индивидуума, когда другие члены организации признают сложившиеся властные полномочия и когда упомянутый индивидуум дорожит их мнением о себе. По этой причине действительно существенные случаи нарушения субординации обычно предполагают сопротивление целой группы людей власти других людей, которые находятся на определенной дистанции от этой группы.
Если большинство людей в нашем обществе готово к признанию чьих-то властных полномочий как к условию приема на работу, то почти столь же сильно проявляется несогласие с произволом при использовании этих полномочий. Немногим нравится, когда об их статусе подчиненного им то и дело твердит босс, который своей грубой манерой отдавать приказы постоянно напоминает подчиненным о своей власти. Времена, когда десятник или надсмотрщик могли обругать подчиненных и это сходило им с рук, практически ушли в прошлое.
Статус. Нормы, определяющие отношение к власти, очень схожи с нормами, которые связаны с проявлением отношения к определенному статусу. Хотя в нашем обществе «табель о рангах» играет значительно менее выраженную и жесткую роль по сравнению со многими другими обществами, она еще сохраняет весьма важное значение, особенно в организациях. В наших отношениях с другими людьми мы склонны классифицировать их как стоящих выше, равных или находящихся ниже нас по положению и вести себя с ними по-разному, соответственно их статусу. Несоблюдение (как подчиненным, так и руководителем) «табели о рангах», принятой в организации, будет встречено с неодобрением. Более того, перед служащими обычно не ставятся задачи, не соответствующие их статусу; начальника отдела не попросят передвинуть мебель.
Эффективность. Еще одна позиция, широко распространенная в нашем обществе, — признание критерия эффективности. Поведение, в котором проявляется намеренное расточительство ресурсов или их недоиспользование, обычно оценивается как неразумное, аморальное. По прошествии многих лет американцы все с неодобрением вспоминают о том, как уничтожались поросята, запахивалась пшеница, чтобы поднять цены на сельскохозяйственную продукцию во время депрессии 30-х годов. Это неодобрение вытекает не из экономического анализа проводившейся тогда политики, какой бы мудрой или глупой она ни была, а из общепринятого отношения к «расточительству». Обычно организаций стараются поощрять эффективность (программами материального стимулирования, например) и применять санкции за неэффективность, но, вероятно, большинство людей в большинстве ситуаций стремятся действовать эффективно даже без применения подобных санкций. Эта позиция уходит глубоко своими корнями в экономические и даже религиозные принципы нашего общества[29].
|
|
В организации, как правило, принято, чтобы ее члены проявляли лояльность своим группам в борьбе между административными подразделениями за получение средств, за право на определенные виды деятельности или за другие формы укрепления позиций. Администратор, который не «кидается в драку» за свое подразделение, не борется за продвижение своих подчиненных по службе или не выступает пламенным защитником целей своего подразделения, обнаружит, что ему нелегко поддерживать моральный дух в своей группе. Этот факт вытекает не столько из обдуманного отношения, сколько из принципа лояльности группе, который преобладает в нашем обществе.
Другие нормы. Можно было бы упомянуть еще многие другие убеждения, которые помогают формировать поведение служащих в государственных структурах. Все они вместе с теми, что были рассмотрены выше, свидетельствуют о колоссальной способности человеческих существ к выполнению ролевых функций. Огромное разнообразие институтов, существующих в мире, показывает, что если «человеческая природа», вероятно, одинакова повсюду, то моделям человеческого поведения присуще почти бесконечное разнообразие. Конечно, существуют и глубоко индивидуальные различия между людьми, которые составляют единое общество наподобие нашего, но сравнение амплитуды различий внутри общества с амплитудой различий между обществами показало бы, что в своем большинстве эти различия носят скорее социальный, нежели индивидуальный характер. Многие из нас — конформисты основную часть времени, и самое фундаментальное объяснение большинству человеческих поступков заключается в том, что поведение, ожидаемое обществом в данных обстоятельствах, — это то поведение, которое диктуется нормами или нравами.
|
|
Крупная организация обладает немалыми возможностями создать свой собственный микроклимат, особенно если служащие работают в ней относительно долгое время. Офицерский корпус военных организаций, видимо, наилучший пример этого. Но при этом нравы армии в демократической Америке заметно отличаются от нравов армии при диктатуре; и армейские нравы испытывают на себе постоянное общественное давление, не допускающее того, чтобы они вступали в конфликт с принципами, характерными для всего общества.[30] Административная практика любой организации не может слишком сильно отличаться от практики и убеждений общества, в котором она действует.[31]
Когда организация принимает на работу новых служащих, одна из важных задач обучения – привить им конкретные стереотипы поведения, принятые в этой организации. Почти во всех организациях от новичка ожидают, что он не будет слишком «высовываться», пока не уяснит свое место в общей системе. Этот неформальный период стажировки, в ходе которого новый служащий, как правило, обладает крайне малым влиянием, может продолжаться несколько лет, особенно в стабильных организациях с небольшой текучестью кадров.