Мы только что до некоторой степени познакомились с теми, воздействиями на поведение служащего, источники которых находятся вне организации. Мы увидели следующее: то, что служащий делает, и те решения, которые он принимает, в очень значительной мере определяются типом личности, структурой характера и взглядами, заложенными в него до того, как он пришел в организацию, а также воздействиями, которым он подвергается вне своего пребывания в организации. Но если бы это было все, что можно сказать о человеческом поведении, то нам не были бы нужны специальные книги об управлении. Если бы эти воздействия извне полностью определяли поведение, то люди вели бы себя в организациях точно так же, как они ведут себя в любых других местах.
Однако на самом деле индивидуумы, поставленные в организационные ситуации — т.е. принятые на работу в качестве стенографисток, разнорабочих, администраторов игровых площадок, лесничих или руководителей отделов, — обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации либо в других организациях. Организационная система сама по себе начинает оказывать на них сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Заключительные страницы данной главы и большинство остальных глав этой книги будут посвящены в основном таким организационным воздействиям на поведение — а именно тому факту, что организация, в которой оказывается индивидуум, сама по себе является определяющим фактором его поступков и решений.