Значимость менеджеров

Теперь мы видим, почему термин «эффективность» широко используется в связи с теми ценностями и альтернативными из­держками, которые ассоциируются с высшими менеджерами ор­ганизации, а не с ценностями и издержками выбора, связанными со служащими или какой-то другой группой в организации. По­литические нравы нашего общества возлагают на высших менед­жеров задачу максимизации преимуществ демократически опре­деляемых ценностей путем использования ресурсов, которые в основном рассматриваются как «нейтральные средства». При вы­полнении этой задачи они, естественно, ограничены необходимо­стью сохранить организацию в состоянии положительного равно­весия, и для этого они должны учитывать степень удовлетворен­ности и ценности различных участвующих групп, включая служащих. Тем не менее в организациях обычно существует не­которое превышение удовлетворенности над неудовлетворенно­стью, которую менеджеры могут устранять разными способами. Если они хотят избавиться от неудовлетворенности, максимизируя «эффективность» в том смысле, в каком они ее определяют, то это можно сделать путем повышения уровня удовлетворенно­сти служащих.

Чем более полно служащие признают легитимность власти над ними и чем шире область, в которой они позволяют руководству определять ценности, тем вероятнее, что высшие менеджеры в ходе оценки эффективности решений будут квалифицировать служащих в качестве «нейтрального средства».

Однако в реальных условиях не стоит преувеличивать «экс­плуатацию» служащих (т.е. степень их удовлетворенности) в це­лях максимизации эффективности. Сегодня обычна такая ситуа­ция в управлении, когда критерии исполнения обязанностей под­чиненными на всех уровнях иерархической пирамиды, включая законодательную власть, достаточно либеральны, и те, кто нахо­дится на низших ступенях иерархии, без особых усилий и соот­ветственно с большим удовлетворением соответствуют этим кри­териям.

Отсутствие строгого контроля дает занимающим низовые должно­сти в организации значительную степень самостоятельности в оп­ределении социальных целей реализуемой программы и значимо­сти самих целей. Например, сотрудник администрации округа име­ет значительную самостоятельность, когда в сотрудничестве с местными деловыми кругами определяет цели и направления локаль­ной программы в области сельского хозяйства. Тем самым мы сно­ва возвращаемся к вопросу о том, чьи ценности должны проводить­ся в жизнь, т.е. к вопросу об ответственности, который будет рас­сматриваться в следующих главах.

Согласно узко трактуемой авторитарной точке зрения согласова­ние ценностей отдельных людей и групп в организации считалось бы в высшей степени неэффективным, поскольку возникающие дополни­тельные стимулы будут отчисляться не налогоплательщикам (в форме уменьшения расходов) или гражданам (в форме лучшего обслужива­ния). Но хотя в нашем обществе протестантская этика играет важ­ную роль, к ней больше не апеллируют, когда речь идет о необходи­мости игнорирования фактора удовлетворенности работников. Напри­мер, в отношении условий труда правительственные ведомства (и в частности федеральное правительство) заняли такую позицию, в со­ответствии с которой они должны быть образцовыми работодателями. Так, федеральное правительство было первым крупным работодате­лем, который ввел 40-часовую рабочую неделю; пенсионные програм­мы для служащих были обычным явлением в центральном аппарате задолго до того, как широко появились в промышленности; федераль­ное правительство старалось оказать давление на частных работодате­лей с целью создания приемлемых условий труда посредством закона Уолша-Хили и других подобных законодательств.

Поэтому в рамках доминирующей сегодня в нашей стране морали считается допустимым определение средств, ресурсов, поведения в ка­честве «нейтральных», если только соблюдены по крайней мере ми­нимальные стандарты относительно компенсации, условий труда и других факторов удовлетворенности служащих и их рабочих групп. Того администратора, который слишком буквально понимает тезис о максимизации эффективности любой ценой, может проинспектиро­вать конфликтная комиссия или представители группы давления, не­согласные с его подходами к измерению эффективности.

Измерение эффективности [48]

Мы видели, что критерий эффективности — это приближенное выражение критерия рациональности при принятии решений. Суж­дение о том, какой выбор эффективен, как и суждение о том, какой выбор рационален, всегда делается относительно проводи­мых в жизнь ценностей. Поэтому когда измеряют или оценивают эффективность, надо знать, какие или чьи ценности максимизируются. Определив их, мы должны определить, как измерить степень достижения этих ценностей. Следующая задача — сое­динение степени достижения ценностей с конкретной практиче­ской деятельностью, т.е. прогноз того, какие результаты будут достигнуты, если будет избран именно данный вариант управле­ния. И, наконец, мы должны взаимно сопоставить эти результаты с издержками выбора.

На следующих страницах мы рассмотрим, как измерять эффек­тивность с точки зрения ценностей гражданина. Если мы принима­ем как данность классификацию последствий административной программы по ценностям, нейтральным средствам и альтернатив­ным издержкам, то как определить, является ли программа эффек­тивной? Если же мы захотим изменить наше распределение ре­зультатов, то и система измерения эффективности должна быть со­ответственно изменена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: