То, каким образом распределяются в организациях дополнительные стимулы, в большой степени зависит от умения различных заинтересованных групп договориться[46]. На распределение дополнительных стимулов сильно влияют и нравы нашего общества, и в частности описанное ранее отношение к труду как к «нейтральному средству», что влечет за собой признание морального права организации определять содержание деятельности служащего в течение рабочего времени. Организация оплачивает рабочее время служащего и имеет право определять использование этого времени — конечно, в разумных пределах, выражаемых в таких словах, как «обычный дневной труд», «обязанности, соответствующие конкретному виду найма» или «безопасные и здоровые условия труда».
Если сфера, в пределах которой служащий признает власть организации, широка, тогда администрация может рассматривать его усилия как «нейтральные средства» относительно тех ценностей, которые она хочет достичь.[47] С другой стороны, когда служащий не принимает такой «нейтральный» подход, он может вести переговоры с администрацией по вопросам не только заработной платы, но и трудового ритма, условиям труда и стандартам работы, т.е. он может настаивать на том, чтобы решения принимались не только с позиций целей организации, но и с точки зрения удовлетворенности служащего.
|
|
У служащих в правительстве так же, как и у тех, кто работает в бизнесе, есть два основных средства заставить высших менеджеров при принятии решений учитывать их ценности и степень удовлетворенности. Первое — заключение соглашения об условиях найма — уже упоминалось. Второе средство обусловлено тем, что эффективность — даже оцениваемая с точки зрения ценностей высших менеджеров — в определяющей степени зависит от морального состояния организации. Когда принятое решение не удовлетворяет служащих, то даже без всякого организованного или сознательного протеста моральное состояние может снизиться настолько, что сведет на нет любое эффективное решение. Поэтому в интересах самой администрации делать известный допуск на удовлетворение служащих, даже в тех случаях, когда она не включает этот фактор непосредственно в оценку результатов.
Однако это не значит, что среди участников организации существует предопределенное тождество интересов, в силу которого «своекорыстный интерес» высших менеджеров отвечает долгосрочному интересу служащих. Сказать, что для высших менеджеров было бы благоразумно учитывать воздействия их решений на настрой служащих, не означает, что тем самым была бы ликвидирована область возможного соглашения между служащими и руководством относительно раздела дополнительных стимулов.