Цель: изучить особенности процесса обобщения у испытуемого.
Инструкция: ”Прочитай слова каждого ряда слов, вычеркни лишнее и скажи, что объединяет оставшиеся слова”:
1) Собака, корова, овца, лось, кошка.
2) Собака, корова, овца, лось, лошадь.
3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
4) Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
5) Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
6) Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Обработка результатов:
Ответы:
1) Лось, т. к. остальные слова обозначают домашних животных;
2) Собака, так как остальные слова обозначают копытных животных;
3) Иванов, т. к. все остальные слова обозначают имена;
4) Шнурки, т. к. остальные слова обозначают обувь;
5) Книга, т. к. остальные слова обозначают профессии;
6) Пол, т. к. остальные слова обозначают предметы мебели.
Испытуемый должен объяснить, почему он считает названное им слово ”лишним”.
Обработка результатов:
Определение уровня развития операции обобщения производится по формуле:
n
К = · 100%,
N
где n – количество правильно названных слов, N – общее количество слов (6 слов).
При К 100% - 85% - уровень развития операции обобщения высокий, при К 84% - 70% - уровень развития средний, а при К от 69% и ниже – низкий.