Перед тем как студенты приступят к выполнению настоящего задания, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания школьников. Интересные материалы содержатся в ряде источников (см. Литература).
В выполнении задания можно придерживаться следующих позиций наблюдения.
1. Как влиял учитель на внимание учащихся в начале
урока? Например, начал урок только тогда, когда учащиеся успокоились, или приступил к работе при наличии шума?
2. Огласил ли цели урока, может быть, каким-то образом приобщал учащихся к формулированию целей?
3. Всегда ли темп урока был оптимальным для поддержания внимания школьников?
4. Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания?
5. Как было организовано внимание учащихся при использовании средств наглядности?
6. Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддержания и развития внимания учащихся (интригующее вступление, использование занимательного материала, обращение к личному опыту ученика, подчеркивание практической значимости вопроса, сначала — формулирование вопроса для всех и лишь затем — называние учащегося и др.)?
|
|
7. Чередовались ли формы учебной работы или урок в этом отношении получился однообразным?
8. Имели ли место на уроке формы организации учебной деятельности школьников, вызвавшие особое внимание с их стороны? Почему это произошло?
9. Правомерно ли говорить о дисциплинирующих воздействиях в отношении отвлекавшихся учащихся (пауза, пристальный взгляд, спрашивание не только тех, кто поднимал руку, замечания, предупреждения и др.)?
10.На какие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение) опирался учитель, в каких эпизодах урока?
11.Какие суждения можно высказать о соотношении непроизвольного и произвольного внимания учащихся в раз личных фрагментах урока?
12.Можно ли определенно указать на факторы, снижавшие внимание учащихся?