Позиции анализа. Перед тем как студенты приступят к выполнению насто­ящего задания, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания

Перед тем как студенты приступят к выполнению насто­ящего задания, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания школьни­ков. Интересные материалы содержатся в ряде источни­ков (см. Литература).

В выполнении задания можно придерживаться следую­щих позиций наблюдения.

1. Как влиял учитель на внимание учащихся в начале
урока? Например, начал урок только тогда, когда учащиеся успокоились, или приступил к работе при наличии шума?

2. Огласил ли цели урока, может быть, каким-то образом приобщал учащихся к формулированию целей?

3. Всегда ли темп урока был оптимальным для поддер­жания внимания школьников?

4. Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внима­ния?

5. Как было организовано внимание учащихся при использовании средств наглядности?

6. Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддер­жания и развития внимания учащихся (интригующее вступление, использование занимательного материала, обращение к личному опыту ученика, подчеркивание практической зна­чимости вопроса, сначала — формулирование вопроса для всех и лишь затем — называние учащегося и др.)?

7. Чередовались ли формы учебной работы или урок в этом отношении получился однообразным?

8. Имели ли место на уроке формы организации учебной деятельности школьников, вызвавшие особое внимание с их стороны? Почему это произошло?

9. Правомерно ли говорить о дисциплинирующих воздействиях в отношении отвлекавшихся учащихся (пауза, пристальный взгляд, спрашивание не только тех, кто поднимал руку, замечания, предупреждения и др.)?

10.На какие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение) опирался учитель, в каких эпизодах урока?

11.Какие суждения можно высказать о соотношении не­произвольного и произвольного внимания учащихся в раз­ личных фрагментах урока?

12.Можно ли определенно указать на факторы, снижавшие внимание учащихся?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: