Позиции анализа. Для проведения психологического анализа урока можно придерживаться следующих позиций наблюдения

Для проведения психологического анализа урока можно придерживаться следующих позиций наблюдения:

1. Как часто учитель стимулирует учеников к осмысле­нию пройденного и объясняемого материала? (Добивается лучшего осознания связей между понятиями и закономерно­стями, просит уточнить решение, в случае если учащийся осуществил его интуитивно, и др.)

2. Реализуются ли в ходе объяснения какие-либо логиче­ские приемы (аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстра­гирование и др.) и побуждаются ли учащиеся к использова­нию этих приемов?

3. Пытается ли педагог разобраться в логике решения, предложенного учеником? (Например, задает уточняющие вопросы, просит ученика представить всю последовательность рассуждений, которые привели к итоговому ответу, и др.)

4. Развивает ли он у школьников умение выводить след­ствия из общей закономерности? Использует ли для этого схемы, пиктограммы, модели, таблицы, организует ли их применение учащимися?

5. Обращает ли педагог внимание ученика на содержа­щиеся в его ответе или решении противоречия?

6. Можно ли утверждать, что учитель вызывает у учени­ков интерес к изучаемому материалу и процессу работы с ним? (Демонстрирует учащимся взаимосвязь изучаемого ма­териала с их познавательным опытом, предоставляет инициативу в выборе обсуждаемых проблем и выдвижении гипотез, поощряет формулирование нестандартных решений и т. д.)

7. Можно ли утверждать, что педагог предлагает уча­щимся задания, вызывающие интеллектуальное затруднение? Как управляет познавательной активностью учеников в проблемной ситуации (задает наводящие вопросы, предла­гает проверить гипотезу экспериментально, реализует серию подсказок и др.)?

8. Насколько продуктивно использованы индивидуализи­рованные формы организации мыслительной деятельности?

9. При объяснении нового материала и решении задач учитель ориентируется только на учащихся, которые быст­ро усваивают материал, или обращает внимание и на учеников, нуждающихся в дополнительном времени для обдумы­вания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: