Аккуратность, вдумчивость, беспечность, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, подвижность, пунктуальность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, равнодушие, рассеянность, рассудочность, решительность, самоотверженность, сдержанность, сообразительность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Испытуемому следует ознакомиться с приведенным списком, затем в первый ряд выписать слова, которые, по его мнению, являются положительными чертами («положительное» множество), а во второй те, которые относятся к отрицательным («отрицательное» множество), при этом каждое из качеств должно быть отнесено к первому или второму ряду.
Далее школьнику следует из первого и второго ряда выбрать те черты (отдельно положительные и отрицательные), которые, по его мнению, присущи ему самому.
При обработке полученных данных подсчитывается количество положительных и отрицательных качеств, которые выписал испытуемый для своей характеристики, и соответственно делится на общее количество слов в «положительном» и «отрицательном» множествах. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к 1, указывает на переоценку учеником себя, на некритическое отношение к себе, а по «отрицательному» - на недооценку им своей личности. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к 0 свидетельствует о недооценке себя, а по «отрицательному» - о переоценке. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя испытуемым: он не переоценивает себя и в то же время достаточно критичен.
Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы о зависимости характера, поведения меры успешности учебной деятельности школьника от самооценки им своей личности. Наметьте пути устранения фактов переоценки и недооценки себя как личности учащимся, прошедшим испытание.
Методика 4.2. Уровень притязаний личности испытуемого
Цель: выявить характер самооценки и степень уверенности испытуемого в своих силах и возможностях.
Учащемуся выдается 4-е таблицы размером 10х3 см, разделенных на 10 столбцов и 3 строки и предлагается выполнить следующие задания:
1. Подумайте, сколько «плюсов» (+) вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсов» укажите в табл. 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсы» в каждом квадратике табл.1, а по сигналу «Стоп» – прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсов» и укажите в табл.1 рядом с УД (уровень достижений).
2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсы»), укажите в табл.2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в табл.2 ваш уровень достижений.
3. Данную процедуру опыта повторите для табл.3 и 4
Примечание для экспериментатора: размеры таблиц 10х3 см, размеры ячеек в таблице 1х1 см. Длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 секунд, а в третьем опыте 8 секунд, для искусственного создания ситуации неудачи.
Образец заполнения таблиц:
Таблица 1 Таблица 2
УП 15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | ||||||
УД 13 |
УП 16 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | |
УД 18 |
Таблица 3 Таблица 4
УП | |||||||||
УД |
УП | |||||||||
УД |
Обработка результатов:
1. Вычислите уровень притязаний учащегося по формуле
УП= ,
где УП2 –уровень притязаний из 2-й таблицы, УД1- уровень достижений из 1-й таблицы и т.д. в соответствии с указанными номерами таблиц.
2. Полученные значения уровня притязаний сравните со следующей шкалой и сделайте соответствующие выводы.
Уровень притязаний (УП)=5 и выше – нереалистично высокий;
УП = 3 и до 4,99 – высокий;
УП = 1 и до 2,99 – умеренный;
УП = -1,49 и до 0,99 – низкий;
УП = -1,5 и ниже – нереалистично низкий.
В итоге опыта нужно выявить, какой у испытуемого уровень притязаний – чрезмерно самоуверенный или неуверенный в себе. Подумайте, как надо организовать дальнейшую индивидуальную работу с воспитанником.