Для выполнения настоящего задания необходимо посетить ряд уроков. Для представления в качестве отчета выбирается один из них, оказавшийся наиболее интересным.
Студентам не следует стремиться к тому, чтобы дать однозначный, исчерпывающий ответ по каждому из предложенных вопросов, ибо уроки бывают весьма разнообразными. По некоторым вопросам может не оказаться материала, зато может появиться материал по вопросам, которых в нашем перечне нет. Надо творчески подойти к заданию и отнестись к вопросам как к некоторым опорным точкам для наблюдений и рассуждений.
Возможно, что для большинства студентов окажется приемлемым порядок ведения записей, предложенный в таблице, которая приведена ниже. В записях возможны условности, сокращения и даже небрежности. Запись, которая включается в состав отчета, должна быть реконструирована.
На основе зафиксированных данных осуществляется психологический анализ, в котором подводятся итоги и делается вывод.
Таблица
Действия учителя | Действия учащихся | Замечания по отдельным позициям | |
Учитель вошел в класс через 2—3 мин после звонка | Большинство учащихся быстро встали, но некоторые продолжали сидеть, разговаривали, не замечая педагога | ||
Подождал, пока все встали и в классе установилась тишина | |||
Затем: «Добрый день, садитесь, пожалуйста». | Сели, но некоторые возобновили разговоры | ||
К п. 1: Хорошо, что учитель достиг внимания учащихся при приветствии, но не надо было начинать опрос в условиях шума | |||
Начал спрашивать учащихся по домашнему заданию | А шум в классе продолжался |
ЛИТЕРАТУРА
|
|
Гоноболин Н.Ф. Внимание и его воспитание. — М., 1972.
Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. — М., 1976.
Вариант 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Цели
Применение на практике знаний о мышлении, его видах, механизмах и закономерностях в приложении к процессу обучения.
Развитие наблюдательности как профессионального качества будущего педагога.
Культивирование исследовательской позиции по отношению к образовательному процессу и приемам управления учебной деятельностью.