Содержание основных этапов работы над этим заданием

1 этап. Исследование студентом собственного общения с учащимися методом самонаблюдения, а также оценка собственных взаимодействий с учащимися по специальным шкалам. Фактором, повышающим качество выполнения первого этапа, является ведение дневника самонаблюдения, в котором фиксируются факты, относящиеся к своему поведению в различных ситуациях школьной жизни. Наверняка на уроках или переменах имели место какие-то взаимодействия с учащимися, которые вспоминаются в первую очередь, потому что вызвали те или иные «движения души»: какую-то неопределенную грусть, сожаление, досаду или наоборот, чувство удовлетворенности своими действиями, переживание успеха в общении с учащимися. С такими фактами и надо работать.

Завершается этот этап заполнением таблицы 1, в которой предлагается ряд шкал с противоположными значениями того или иного признака. Пространство каждой шкалы между противоположными значениями от +3 до –3. Так, если по шкале А Вы оцениваете себя в целом положительно, то надо еще решить, насколько положительно. Если Вы считаете, что Ваша открытость в общении весьма выражена, ставится знак «v» в колонку «+3»; выражена – «+2»; слабо выражена – «+1», не выражена – «0». В случае отрицательной оценки себя по данной шкале следует поступить аналогично, но ставить знак «v» уже в колонке с отрицательным значением признака.

Заполнять таблицу рекомендуется приблизительно за две недели до окончания педагогической практики.


Таблица 1.

  +3 +2 +1   -1 -2 -3  
А Я открыт в общении с учениками, свободен и искренен в выражении своих чувств               Я держусь за свою социальную роль, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств.
Б Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность               Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен
В Я пластичен и гибок в общении с учащимися, легко схватываю и решаю ситуативные задачи               Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
Г Мое общение с учениками индивидуализировано, строится с учетом их личностных особенностей               Мое общение не дифференцируется индивидуальными особенностями школьников, я со всеми одинаков
Д Я интеллектуально и эмоционально понимаю школьников, всегда могу взглянуть на проблему их глазами               Я плохо понимаю школьников, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
Е Я доверяю учащимся и этим помогаю им поверить в себя               Я не склонен проявлять доверие, считаю, что дети всегда нуждаются в основательном контроле
Ж Я справедлив в общении с учащимися               Я не справедлив
З Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с мнением школьников               Я авторитарен, не люблю возражений, слишком склонен добиваться, чтобы все было по-моему

2 этап. Проверка предположений, сделанных на первом этапе, изучение того, как школьники фактически воспринимают Вас. Заполняется таблица 2, но теперь уже учащимися.

Перед этим Вы должны обратиться к классу, в котором исполняете обязанности классного руководителя (или просто к классу, в котором Вы работали больше, чем в других), приблизительно со следующими словами:

Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне очень хотелось бы узнать ваше мнение обо мне. Оно, несомненно, будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет тем полезнее для меня, чем оно искреннее. Поэтому постарайтесь, пожалуйста, ни приукрашивать, ни очернять меня. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения.

Необходимые пояснения даются после раздачи учащимся копий таблицы 2. По окончании исследования нужно не забыть поблагодарить учащихся за ответы.

Обработав полученные результаты, Вы получите средние значения по шкалам.

После этого можно приступить к сравнительному анализу своей профессиональной самооценки и оценки, полученной от учащихся. Удобно построить график, в котором оба результата совмещены.

Взяв в качестве примера произвольный случай, можно показать вид графика (см. рис. 1) и способ вычисления коэффициента адекватности рефлексии.

Искомый коэффициент можно подсчитать по формуле:

k = 1 - ,

где - сумма разностей между самооценкой студента и средней оценкой, данной учащимися по всем шкалам, взятая по абсолютной величине.

Для нашего произвольного случая = 0,5 + 0,31 + 0 + 0,71 + 1,73 + +0,38 + 3,41 + 1,24 = 8,28.

k = 1 – 8,28/48 = 1 – 0,17 = 0,83.

Таблица 2

  +3 +2 +1   -1 -2 -3  
А Я открыт в общении с вами, свободен и искренен в выражении своих чувств               Замкнут, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств.
Б Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность               Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен
В Я пластичен и гибок в общении с вами, легко схватываю и решаю ситуативные задачи               Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
Г Мое общение с вами индивидуализировано, строится с учетом ваших личностных особенностей               Мое общение с вами не индивидуализировано, я со всеми одинаков
Д Я хорошо понимаю ваши мысли и чувства, всегда могу взглянуть на проблему вашими глазами               Я плохо понимаю вас, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
Е Я доверяю вам и этим помогаю вам поверить в себя               Я не склонен проявлять доверие и не помогаю вам поверить в себя.
Ж Я справедлив в общении с вами               Я не справедлив
З Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с вашим мнением               Я авторитарен, не люблю возражений, жестко ограничиваю ваше поведение

Математический результат, конечно, обедняет действительность. Поэтому объясните выявившиеся различия по шкалам в тех случаях, когда они значительны.

           
2            
           
           
-1              
-2              

А Б В Г Д Е Ж З

- мнение учащихся

- Ваше мнение о себе

Рис. 1

3 Этап. Составьте рекомендации себе на будущее. Они составляются в свободной форме, однако важно, чтобы они логически выводились из содержания предыдущих этапов. Особое значение надо придать фактам большого отставания оценки учащихся от Вашей самооценки



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: