Методические рекомендации. Не следует исходить из того, что все приведенные позиции являются обязательны­ми для анализа любого урока

Не следует исходить из того, что все приведенные позиции являются обязательны­ми для анализа любого урока. Наряду с этим, при творчес­ком отношении к делу, вполне могут появиться позиции анализа, которых в нашей схеме не оказалось.

Возможно, что окажется приемлемым предлагаемый в таблице порядок ведения записей во время посещения урока.

Таблица

Действия и поведение учителя Действия и поведе­ние учащихся Пометки с использованием схемы анализа
С едва заметной улыб­кой У. М. бодро поздо­ровалась. Поставив задачу — на­учить учащихся разли­чать физ. и хим. явле­ния, учительница при­ступила к их общей характеристике и дала соответствующие опре­деления Далее предлагались конкретные примеры: к каким явлениям — физ. или хим. — следу­ет отнести превращение воды в лед, испарение воды, ржавление желе­за и др. Каждый раз — «Почему?» Потом более сложный случай: «Если нагреть в пробирке сахар, то он сначала плавится, а за­тем начинает буреть, появляется едкий за­пах... То, что остается в пробирке, безвкусно и нерастворимо в воде» Одобряла: «Хорошо», «Молодцы», «Я так и ду­мала» и т.д. При неуда­чах: «Ты не совсем прав», «Подумай еще» и др. При появлении учите­ля учащиеся быстро встали Слушали вниматель­но, видимых отвлече­ний от содержания урока не было. Повто­рили формулировки; один из уч-ся быстро записал на доске: «Ф. я. происходят без пре­вращения одних ве­ществ в другие, т. е. состав молекул не из­меняется. X. я. — из одних веществ образу­ются другие вещества» Отвечают уверенно, затруднений почти нет. Так же успешно объясняют свои реше­ния Появились затрудне­ния, ошибки Возник спор Начало урока деловое, учитель приветлив Эта часть урока прошла четко, в соответствии с замыслом. А разговор о важности данной темы (3.1), приобщение уча­щихся к формулирова­нию цели, задач урока (3.4)? Не состоялись, хотя определенно были бы уместны Эта часть хороша. Вме­сте с тем ясно, что про­блемного обучения нет, есть зрелый объясни­тельно-иллюстратив­ный метод с умелым во­влечением школьников и варьированием мате­риала (2.2). И последо­вательность предъявле­ния материала удачна Похоже, появились ус­ловия для эвристичес­кой беседы (2.4) Обращают на себя вни­мание доброжелатель­ность (4.1), постоянная эмоциональная поддер­жка школьников, так­тичность (4.3)

ЛИТЕРАТУРА

Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учи­теля с подростками // Вопросы психологии. — 1984. — №2.

Зимняя И А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997.

Кан-Калик ВЛ. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школь­ном возрасте. — М., 1983.

Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

Реан АЛ., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический спра­вочник учителя. — М., 1981.


По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

4. Дневник наблюдения за классным коллективом.

5. Психолого-педагогическую характеристику обследуемой группы, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического изучения).

6. Материалы психологического анализа урока учителя-предметника или одного из студентов-практикантов.

Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончанию практики на кафедру психологии.


Основная литература

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-ое изд. – Л.: ЛГУ, 1988.

2. Галанов А.С. Психодиагностика детей.- М., 2002.

3. Галанов А.С. Рабочая тетрадь: Психодиагностика детей.- М., 2002.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. В 2-х кн. – М., 1994.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1993.

6. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других: Составители Р.Римская, С.Римский.- М., 2001.

7. Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. А.Э. Штейнмеца. – М., 2002.

8. Рабочая книга школьного психолога /Дубровина И.В., Акимов М.К. и др. /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. – М., 2002.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д., 2003.

11. Шевандрин И.И. Основы психологической диагностики. В 3-х ч. – М., 2003.

Дополнительная литература

1. Аграшенков А. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. – М., 1997.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Контрольные работы по психологии. – М., 1985.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991.

4. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога: кн. Для учителей и родителей. – М., 1990.

5. Ильин Е.Л. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - №6.

6. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1987.

7. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999.

8. Козлов Н. Как относится к себе и людям или практическая психология на каждый день. – М., 1997.

9. Непрерывная школьная практика по психологии /Под ред. А.И. Щербакова.- Л., 1987.

10. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.

12. Руководство по педагогической (учебно-воспитательной) практике для студентов математико-технологического факультета (физико-математического отделения) /Состав. Бирюков С.М., Бурлакова Т.В., Муравьева Г.Е. и др. – Шуя.,1995.

13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.,1993.

14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – М., 1997.

15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.,1998.

16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М., 1988.


Подписано к печати 28.06.2004 г. Формат 60х84/16

Бумага 80 г/м2. Печать ризография. Гарнитура Таймс.

Усл.печ.листов 5,58. Тираж 100 экз. Заказ 158.

___________________________________________________________________

Отпечатано в частном предприятии «Полиграфия-Центр».

155908, Ивановская область, г.Шуя, ул.Свердлова, 5. Тел.:(09351)3-23-54


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: