Системные основы управления банком

Коммерческий банк можно рассматривать как систему управления, осуществляющую трансформацию ресурсов внешней среды (см. рис.).

Система управления представляет собой совокупность двух взаимосвязанных подсистем — управляющей и управляемой.

 
 


Рис 3. Схема функционирования банка как системы управления

Управляющая подсистема (субъект управления) на основе информации, поступающей из окружаю­щей систему среды и от внутренних подсистем и элементов системы, вырабатывает цель (или набор целей), которую следует достигнуть, и осуществляет соответствующее воздействие на управляемую подсистему (на рис. 1 показано сплошной линией).

Таким образом, между управляющей и управляемой подсистемами по каналам прямой и обратной связи контура управления циркулирует разнообразная информация экономического и управленческого характера, имеющая форму письменных или электронных документов, речевых сообщений и пр.

Движение финансовых, трудовых и иных ресурсов, используемых банком, происходит за пределами системы управления.

Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка должны основываться на частных целях его участников.

Банк можно представить как коалицию участников (“игроков”), имеющих собственные цели.

Участников банка можно классифицировать следующим образом:

А. Внутренние участники:

1) управляющие (руководство, администрация),

2) владельцы (учредители, пайщики, акционеры с долгосрочными интересами),

3) акционеры с краткосрочными интересами (спеку­лянты).

4) исполнители (служащие, персонал).

Б. Внешние участники:

5) вкладчики.

6) держатели облигаций банка (облигационеры),

7) заемщики,

8) клиенты других категорий,

9) государство и его органы (включая Центральный банк России).

Из представленной классификации вытекает, что роли участников такой коалиции неодинаковы и, следовательно, каждый из них имеет собственный набор целей, т.е. свое субъективное понимание того, каких целей должен добиваться банк при осуществлении той или иной стороны своей деятельности. Следовательно, важным является учет интересов и целей каждого участника.

Под функциями управления банком понимаются определенные сравнительно автономные виды управленческой деятельности, которые в совокупности позволяют осуществлять процесс управления банком. Обычно выделяют следующие общие функции управления:

· Учет,

· Анализ,

· Нормирование,

· Прогнозирование,

· Планирование,

· Организация,

· Мотивация,

· Контроль,

· Регулирование

Для реализации своих функций банк осуществляет разнообразные операции, использует различные финансовые инструменты, отличающиеся друг от друга условиями, формой, сферой применения, кругом участ­ников и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: