Понятие, принципы и способы ее реализации

Социальная политика государства – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются:

а) повышение благосостояния;

б) улучшение условий труда и жизни людей;

в) осуществление принципов социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические, и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

а) как удовлетворить социальные потребности людей;

б) каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;

в) как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

а) гарантирование членам общества минимального дохода;

б) поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;

в) обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Научное познание доходов и социальной политики государства обязательно предполагает рассмотрение механизма рыночного перераспределения доходов, дифференциацию причин, порождающих их и тенденции неравенства в распределении доходов.

Для любого современного государства, провозгласившего себя социальным, особое внимание следует уделять грамотному построению социальной политики, которая является важнейшим направлением внутренней политики. Вхождение государства в мировое сообщество предполагает присоединение его к общемировым стандартам и ценностям, без которых существование цивилизованного индустриального и постиндустриального общества невозможно.

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Социальная политика осуществляется посредством социальной направленности экономики, под которой понимается такое ее развитие, которое обеспечивает:

· социальную устойчивость;

· социальную стабильность положения членов общества в условиях повышения уровня и качества жизни.

Чтобы экономика имела «социальную ориентацию» необходимо, чтобы она решала следующие проблемы:

· удовлетворяла социальные потребности членов общества;

· обеспечивала справедливое распределение благ и услуг;

· создавала условия для социальной стабильности общества;

· обеспечивала повышение благосостояния в соответствии с повышением экономической эффективности воспроизводства.

Особое значение имеет социальная устойчивость, означающая:

· стабильный уровень цен на предметы потребления и услуги, от чего зависит уровень жизни людей;

· недопущение гипертрофированного разрыва в доходах различных групп населения;

· равные стартовые условия для новых поколений посредством равного доступа к образованию, здравоохранению и другим факторам и предпосылкам формирования человеческого потенциала;

· надежную систему социальной защиты и поддержки всем членам общества:

· недопущение экстремальных нарушений в положении всех членов общества.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. В наше время все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты являются системой денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор, где оплата труда не облагается государственными налогами.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации. Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация осуществляется как на общегосударственном, так и на уровне отдельных частных предприятий, в случае, когда договор предусматривает дифференцированный подход с учётом величины дохода субъекта (от полной компенсации самых низких до близкой к нулю самых высоких).

В России индексация денежных доходов установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 год № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[4] и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также пенсии, стипендии и пособия.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов. Эти ресурсы не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите указанных слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности показывает минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе).

Уровень бедности в Российской Федерации в 2010 году составлял 12,6%. Но в 2011 году, по предварительной оценке, он вырос до 12,8%. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности) выросла впервые с 2008 года – тогда она увеличилась до 13,4% с 13,3% в 2007 году, а в 2009 году снизилась до 13%.

В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5%, ниже 20% он впервые опустился в 2004 году - до 17,6%, в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние четыре года темпы сокращения бедности резко замедлились, и снижение за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта.

В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвитие ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году – рост до 12,8%, а в 2014 году – опять снижение до 12,5%[5].

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации используется показатель, характеризующий минимальный и рациональный потребительский бюджет, а именно прожиточный минимум.

Величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум включает собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей.

Таким образом, в основу определения величины прожиточного минимума положена потребительская корзина, состоящая из минимального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий.

Следует сказать, что в каждой стране регулярно определяется прожиточный минимум, устанавливаемый на основе потребительской корзины. На сегодняшний день по утвержденному Федеральному закону от 03.12.12 №233-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[6] с 1 января 2013 года прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается исходя из нового порядка определения потребительской корзины. Именно с этого периода вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину, в первую очередь, включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары: одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Это значит, в расчете на одного человека в день обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

Новая методика расчета размера потребительской корзины, согласно которой продукты питания определяются в натуральных показателях (50% стоимости корзины) и при этом 25% от стоимости продуктов питания составляют непродовольственные товары и услуги, позволила увеличить прожиточный минимум на 4,2%, в том числе для трудоспособных граждан – на 3,3%, пенсионеров – 8,2%, детей – 4,1%. Нужно отметить, что в денежном выражении прожиточный минимум для пенсионеров увеличился более, чем на тысячу рублей и составил 6200 рублей.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей. Она устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В России средний доход на душу населения составляет от 15 000 до 25 000 рублей в зависимости от региона. Так, например, в феврале 2014 года среднедушевой денежный доход населения составлял 24887 рублей. Прожиточный минимум в нашей стране на начало 2014г. составлял 7896 рублей и это только для трудоспособного населения, для пенсионеров – 6023 рубля, для детей – 7021 рубль. Согласно проекту Федерального бюджета на 2015 год размер прожиточного минимума в среднем на душу населения должен составить 8293 рубля.

Реализуя социальную политику, государство должно предотвращать зарождение конфликтов и вовремя разрешать их между субъектами социальных отношений, формировать прочный механизм обеспечения защиты интересов, и такую его способность называют социальная стабильность. Поэтому при фиксировании цели Государственной стратегии экономической безопасности России предусмотрено «обеспечение такого уровня развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества».

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ, принятой в 1996 г., к основным факторам вероятной социальной дестабилизации отнесены:

· расслоение российского общества на узкий слой богатого населения и преобладающую массу бедных;

· нарастание бедного населения в городской местности в сравнении с сельскими поселениями;

· увеличение безработицы;

· задержка выплаты заработной платы (по состоянию на 1 квартал 2014г. задолженность по заработной плате в РФ составляет около 2 млрд. руб.);

· криминализация экономики и общества.

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ указывается, что важнейшими угрозами являются безработица, неплатежи, бедность населения, нарастание преступности. Однако наиболее опасным для экономической безопасности выступает деградация общества и населения, которая при ее углублении может стать катастрофой для страны. Дело в том, что деградация общества и населения более опасна, чем бедность, ибо последняя в принципе устранима по мере экономического роста. Поэтому представляется неубедительным характеризовать деградацию общества и населения в качестве частного случая бедности.

Термин «деградация» в переводе с французского означает вырождение, упадок, движение назад в своем развитии – есть важнейший элемент при характеристике вектора модификаций, испытываемых социальным субъектом. Критерий деградации состоит в потере тем или иным субъектом ранее привычного уровня и качества цивилизованности.

Каковы особенности деградации российского общества? Это:

· упадок условий и культуры труда;

· разрушение производства;

· метаморфоза трудовой мотивации, трансформации труда из фактора жизненного успеха в фактор выживания;

· понижение качества трудового потенциала занятого населения, его деквалификация, переток квалифицированных работников в отрасли менее квалифицированного труда; генезис застойной безработицы;

· низкий уровень оплаты труда;

· падение нравственности и морали, утверждение власти денег и др.

Оценка глубины деградации общества может быть осуществлена на основе системы индикаторов, характеризующих пороговые значения допустимости их отклонения, в частности ухудшение качества населения, сокращение продолжительности предстоящей жизни, увеличение масштабов инвалидности и т. д.

Между тем целостной концепции социальной политики РФ до сих пор нет. Должна быть значительно усилена роль государства в регулировании социальных процессов. Среди основных компонентов этой роли должна стать политика в области занятости, доходов, развития отраслей социально-культурной сферы, регулирования отношений между трудом и капиталом, гарантированная социальная защита прав граждан России.

Государственная социальная политика означает действия государства в социальной сфере, исходя из ее цели и специфики исторического этапа развития страны.

С точки зрения анализа экономической безопасности с позиции социальной политики выделяется оценка:

· человеческого капитала, трудового и кадрового потенциала;

· социальной стабильности и социальной активности населения; уровня и качества жизни населения, его устойчивого воспроизводства.

Социальная политика государства осуществляется посредством социальной защиты и социальной гарантии.

Успех или неудача в решении социально-экономических проблем предопределяют устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.


Выводы

1. Социальная политика государства – политика, нацеленная на решение социальных проблем, на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические, и духовные потребности членов общества. Социальная политика государства выдвигает перед экономикой следующие проблемы: как удовлетворить социальные потребности людей, каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе, как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства.

2. Доход – это сумма денег, полученная за конкретный период времени в форме заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей. Конечный доход определяет покупательную способность конкретного индивида. Кроме денежных доходов существуют натуральные доходы (продукты домашнего хозяйства) и безналичные трансферты (оплата медицинских услуг, субсидии на жилье, продовольственные талоны, транспортные карточки и т. п.).

3. Степень неравенства в распределении доходов измеряется по методологии Парето-Лоренца-Джини. Согласно закону Парето, наблюдается обратная зависимость между уровнем доходов и числом их получателей, причем эта зависимость определенная: 80% ВВП присваивают 20% населения. Поэтому закон Парето называют «законом 80/20». Уровень неравенства в распределении доходов рассчитывается путем коэффициента Джини, который представляет собой величину отклонения фактичес­кого распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.

4. Бедность – это экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Численность бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Различают абсолютную и относительную черту бедности. Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. В связи с большой доходной поляризацией в России главное звено социальных проблем заключается в создании механизмов перераспределения доходов посредством коренных перемен в области реструктурирования рынка труда и его оплаты. Социальные реформы в области оплаты труда должны включать три составляющие: радикальное повышение оплаты труда; расширение минимального прожиточного бюджета; включение в прожиточный минимум более высоких платежей по обязательному страхованию.

5. Социальная защита населения – это меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Социальные гарантии – это обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: