Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности)

Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) характеризуют способность организации генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала. Для проведения такой оценки используются следующие основные показатели:

а) коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент экономической рентабельности (Ра). Он характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами организации, находящимися в ее использовании по балансу. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Ра = ЧПо: Ас,

где ЧПо - сумма чистой прибыли организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в периоде;

Ас - средняя стоимость всех используемых активов организации в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (Рск). 0н характеризует уровень прибыльности собственного капитала, вложенного в предприятие. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

Рск = ЧПо: СКс,

где ЧПо - сумма чистой прибыли организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в периоде;

СКс - средняя сумма собственного капитала организации в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

в) коэффициент рентабельности продаж или коэффициент коммерческой рентабельности (Ррп). Он характеризует прибыльность операционной (производственно-коммерческой) деятельности организации. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

Ррп = ЧПрп: ОРс,

где ЧПрп - сумма чистой прибыли, полученная от операционной (производственно-коммерческой) деятельности организации в периоде;

ОРс - общий объем продаж в периоде.

г) коэффициент рентабельности текущих затрат (Ртз). Он характеризует уровень прибыли, полученной на единицу затрат на осуществление операционной (производственно-коммерческой) деятельности предприятия. Для расчета этого показателя используется следующая формула:

Ртз = ЧПрп: Ис,

где ЧПрп - сумма чистой прибыли, полученная от операционной (производственно-коммерческой) деятельности предприятия в периоде;

Ис - сумма издержек производства (обращения) предприятия в рассматриваемом периоде.

Коэффициенты рентабельности могут быть рассчитаны также по отдельным видам активов предприятия, отдельным формам привлеченного им капитала, отдельным объектам реального и финансового инвестирования.


10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

10.1. Цели, виды и методы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде [5]. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.

Целью составления финансового плана является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Финансовое планирование на предприятии призвано решить следующие задачи:

• обеспечение финансовыми ресурсами и их источниками планов производственно-хозяйственного развития деятельности;

• эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций организации;

• выявление и реализация резервов роста доходов организации и способов их мобилизации;

• определение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетами и банкам и другими кредиторами;

• контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Финансовое планирование в организациях потребительской кооперации осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения (перспективные, текущие, оперативные) в зависимости от задач и объектов планирования.

Объектом финансового планирования является поток денежных средств. Основные элементы денежного потока - движение паевого капитала амортизационных отчислений, прибыли, фондов Величина денежных средств предприятия меняется во времени в связи с изменчивостью отдельных элементов денежного потока (объемов продаж, инкассации дебиторской задолженности, и др.).

Финансовое планирование в организациях должно базироваться на использовании трех основных его видов, каждому из которых присущи определенный период и формы реализации результатов.

1) прогнозирование финансовой деятельности (разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности организации, период планирования – до трех лет). Период действия перспективного (или долгосрочного) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии (стратегия обновления продукции, принципы дивидендной политики инвестиций и т.п.) экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.

2) текущее планирование финансовой деятельности (разработка текущих финансовых планов: разработка баланса доходов и расходов по финансовой деятельности в целом и по отдельным аспектам финансовой деятельности, период планирования - 1 год); Текущие финансовые планы конкретизируют и детализируют стратегические планы на текущий год.

Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного плана составляется на основе показателей долгосроч­ного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане — необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов.

В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.

3)оперативное планирование финансовой деятельности (разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности, период планирования - месяц, квартал).

Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии организации, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов в потребительской кооперации должны разрабатываться бизнес-планы Эта форма внутрифирменного планирования производственной и коммерческой деятельности была рекомендована российским предприятиям Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротства) распоряжением от 5 декабря 1994 г. № 98.

Бизнес-план содержит следующие расчеты и прогнозы:

1. Производственная программа предприятия, объем выпуска в натуральном выражении, цена продукции, объем продаж в денежном выражении.

2. Потребность в основных фондах по первоначальной сто­имости: здания, сооружения производственного назначения; ра­бочие машины и оборудование; транспортные средства и пр.

3. Потребность в ресурсах на производственную программу (наименование ресурсов, стоимость, стоимость перевозки).

4. Потребность в персонале и заработной плате.

5. Смета расходов и калькуляция себестоимости.

6. Потребность в оборотном капитале (в том числе запасы, денежные средства).

7. Прогноз финансовых результатов.

8. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.

9. Модель дисконтированных денежных потоков.

10. Агрегированная форма прогнозного баланса.

11. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспечен­ности собственными средствами на основе агрегированного прогнозного баланса.

Содержание бизнес-плана сосредоточено на основных аспектах производственной и коммерческой деятельности и лишь частично затрагивает финансовый аспект при разработке потребности в оборотном капитале, прогнозировании финансовых результатов и формировании источников инвестиций.

Планирование финансовых показателей при разработке финансовых планов осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных активах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов (федеральные, республиканские, местные, отраслевые, нормативы предприятия).

Сущность расчетно-аналитического метода состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Расчетно-аналитический метод используется при планировании суммы доходов и прибыли, определении величины отчислений от прибыли в фонды, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Балансовый метод планирования финансовых показателей предполагает достижение увязки имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них путем построения балансов. Балансо­вый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов.Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; минимум вложения капитала; максимум приведенной прибыли; максимум прибыли на рубль вложенного капитала и др.

Применение экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.

Сущность метода экстраполяции состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе. Ретроспективные тенденции (тренды) описываются функциями времени y = f (t). С помощью тренда (основной тенденции динамики показателя) формируются значения показателей в будущем, т.е. осуществляется перспективное прогнозирование.

Применение процентного метода при составлении прогнозного баланса основывается на том, что плановое значение финансовых показателей увязывается с объемом продаж. Полученные в отчетном периоде коэффициенты (отношение финансового показателя к объему продаж) переносится на плановый прогнозный период.

10.2. Система прогнозирования финансовой деятельности организации

Система финансового прогнозирования базируется на определенной финансовой идеологии (системе основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности). Осуществляемое с учетом финансовой идеологии прогнозирование финансовой деятельности направлено, прежде всего, на разработку финансовой стратегии предприятия.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности организации, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осу­ществляется по следующим этапам:

1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития организации — так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер.

2. Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка. Оно предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде; анализ конъюнктура финансового рынка и факторов ее определяющих, разработку прогноза конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью организации.

3. Формирование стратегических целей финансовой деятельности организации.

Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и вы­сокорентабельное использование собственного капитала;

Она отражается в конкретных показателях — целевых стратегических нормативах. В качестве таких нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:

• среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

• минимальная доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала;

• коэффициент рентабельности собственного капитала;

• соотношение оборотных и внеоборотных активов;

• минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность;

• минимальный уровень самофинансирования инвестиций;

• предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности.

4. Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. Она предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка; согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

5. Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности.

Финансовая политика - форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия включает политику управления актива­ми (оборотными и внеоборотными) капиталом (собственным, заемным), инвестициями (реальными, финансовыми), денежными потоками (операционными, инвестиционными, финансовыми) и т.п.

6. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. В системе этих мероприятий предусматривается определение прав, обязанностей и меры ответственности руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности и т.п.

7. Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии (соответствие разработанной финансовой стратегии развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры финансового рынка; согласованность между собой отдельных целей и нормативов предстоящей финансовой деятельности; оценка потенциальных возможностей предприятия в формировании собственных финансовых ресурсов).

10.3. Текущее финансовое планирование

Текущее планирование финансовой деятельности организаций потребительской кооперации базируется на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам. Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются:

· План доходов и расходов по операционной (производственной) деятельности - является одним из основных видов текущего финансового плана организации, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служат исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов). Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия. В процессе его разработки должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от продажи продукции, издержек, налоговых платежей, прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия.

· План доходов и расходов по инвестиционной деятельности отражает основные аспекты финансового обеспечения этой деятельности. Целью разработки этого плана является определение объема потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможных поступлений этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности (доходов от реализации выбывающего имущества в процессе его замены, инвестиционной прибыли и т.п.). В этом плане отражаются все затраты, связанные с осуществлением реальных инвестиций в предстоящем периоде, а также приростом объема долгосрочных финансовых вложений (прирост объема краткосрочных финансовых вложений осуществляется за счет остатка временно свободных денежных активов в составе оборотных средств предприятия).

· План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода. В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

· С учетом зарубежного опыта возможно составление балансового плана. Он отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств организации на конец планового периода. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде. При разработке балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретной организационно-правовой формы деятельности.

10.4. Оперативное финансовое планирование (бюджетирование)

Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов.

Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основ­ных задач: а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия; б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирова­ния финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности.

Применяемые в процессе оперативного финансового планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков.

По сферам деятельности предприятия выделяются бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и рас­ходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван, соответствующим образом, детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строи­тельства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По широте номенклатуры затрат выделяют функциональный и комплексный бюджеты.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат— например, бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объем­ным показателям деятельности. По реальным инвестиционным про­ектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем прдаж.В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

ОЗо = Ипост + ОР х Ипер,

где ОЗо - общий объем текущих затрат по конкретному подразде­лению операционной сферы деятельности организации;

Ипост - запланированный объем постоянных статей бюджета;

Ипер - установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;

ОР - объем продаж.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

2. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование / Е.А. Бадокина, Н.В. Ружанская - Сыктывкар: из-во Сыктывкарского ун-та. 2002. - 170 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 384 с.

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / Бланк И.А. - Киев: Ника-Центр, 1999. – 528 с.

6. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций / В.В. Бочаров. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 117 с.

7. Братышева Н.И. Ващенко А.Н. Финансы потребительской кооперации: Учеб. пособие / Н.И. Братышева А.Н., Ващенко. - Волгоград.: ВКУПКК, 1997. – 174 с.

8. Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент: в 2 т. / Ю. Бригхем, Л. Гаспенски; пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1998. Т. 2. Гл. 20-23.

9. Бригхем Ю., Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента/ Ю. Бригхем, Ф. Юджин; сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1998. – 823 с.

10. Брызгалин А.В. Берник В.Р., Головкин, А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендация, арбитражная практика / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин; под ред. А.В. Брызгалина. – Екб.: Налоги и финансовое право, 2002.

11. Бухгалтерская отчетность организации: Положение по бухгалтерскому учету, ПБУ 4/99: утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

12. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) деятельности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина. – СПб.: Герда, 2001.

13. Ван Хорн Дж К Основы управления финансами / Дж К Ван Хорн; пер. с англ.; гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

14. Васильева Г.Н. Проблемы эффективного функционирования потребительской кооперации в современных условиях / Г.Н. Васильева // Потенциал кооперации: наука и практика: межвуз. сб. науч. трудов. - Ижевск, 2002. – 380 с.

15. Владимирова Л.Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Л. Владимирова. – М.: ИМЗД, Дашков и К, 2000. – 308 с.

16. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России / В.Ф. Ермаков, Г.В. Киселева; под ред. В.С. Гавричкина. - М.: Изд. дом Центросоюза при участии Литвин и К, 2001.- 348 с.

17. Вопросы потребительской кооперации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24.01.1994 г. № 24.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: [Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.]: офиц. текст: по состоянию на 27 июля 2006 г.

19. Гробова Л.Г. Основа динамичного развития потребительской кооперации / Л.Г. Гробова // Росс. кооперация. – 2003. - № 11.

20. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / К. Шим Джай, Г. Сигел Джойл; пер. с англ. - СПб.: Азбука, 2001. - 496 с.

21. Доходы организации: Положение по бухгалтерскому учету, ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 32н.

22. Ермаков В.Ф. О роли потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов / В.Ф.Ермаков // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2006. - № 4.

23. Зайцева О. Жукова Т. Основные средства в социально-экономической деятельности потребительской кооперации: анализ и управление / О. Зайцева, Т. Жукова // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2003. - № 2.

24. Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации // Материалы Всерос. конф. // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2006. - № 1.

25. Зеленев Н. Развивать потребительскую кооперацию / Н. Зеленев // Экономика сельского хозяйства России. - 2004. - №1.

26. Ильина Л.И. Роль конкурентоспособности в повышении эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Социально-экономические проблемы Севера: материалы Первого Северного соц.-эколог. конгр. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. – 262 с.

27. Ильина Л.И. Пути снижения издержек обращения и увеличения собственных оборотных средств в системе потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Пути обеспечения экономической устойчивости и конкурентоспособности деятельности потребительских обществ Республики Коми. Сб. докл. научн.-практ. межвуз. конф. – Сыктывкар.: РИО СФ ОУ ВПО ЦС РФ МУПК, 2006. – 116 с.

28. Ильина Л.И. Совершенствование государственного регулирования деятельности потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации: материалы Коми респ. научн.-практ. конф. - Сыктывкар.: Госкомстат РК, 2005.

29. Ильина Л.И. Роль фондов потребительской кооперации в развитии ее социально-экономической деятельности / Л.И. Ильина // Духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации: материалы Коми респ. научн.-практ. конф. 26.10.2004. - Сыктывкар.: Госкомстат РК, 2004.

30. Ильина Л.И. Развитие принципов управления финансами в системе потребительской кооперации / Л.И Ильина: материалы научн. конф. 31 марта 2005 г. – Сыктывкар.:Госкомстат РК, 2005.

31. Ильина Л.И. Источники инвестиционной деятельности и их развитие в системе потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Совершенствование финансового управления и инструментария обоснования финансовых решений: материалы респ. научн.-практ. конф. - Сыктывкар: из-во Сыктывкарского ун-та, 2005.

32. Ильина Л.И., Юткина, Т.Ф. Роль управленческого учета в корпоративном управлении организацией / Л.И. Ильина, Т.Ф. Юткина // Эффективное корпоративное управление – конкурентное преимущество будущего: материалы междун. научн.-практич. конф. – М.: Сферапрофиздат, 2004.

33. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 768 с.

34. Ковалев В.В. Управление финансами / В.В. Ковалев. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 160 с.

35. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432 с.

36. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой / Т.Е. Абова, А.Ю.

37. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях /А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Гримак [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.

38. Концепция о путях развития торговли, массового питания и сферы услуг Владкоопсоюза на период до 2005 г. / О.А. Новиков, Н.И. Чукин, А.П. Платонов [и др.]; под ред. О.А. Новикова - М.: Центросоюз РФ, МУПК, 2001. – 39 с.

39. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: одобр. приказом Минфина РФ 1 июля 2004 г. № 180.

40. Концепция развития потребительской кооперации до 2010 г. / В.Ф. Ермаков, Г.В. Киселева. – М.: Центросоюз РФ, 2001. – 112 с.

41. Лебедев А., Щербаков С., Медведев С. К вопросу о кризисе и компетентности / А. Лебедев, С. Щербаков, С. Медведев [и др.] // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2004. - № 12.

42. Лебедев А. Экономика потребительской кооперации и ее социальная миссия / А. Лебедев // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2004. - № 11.

43. Ле6едев А.Н., Фридман А.Н., Комзолов А.А. Определение затрат на реализацию социальной миссии потребительской кооперации / А.Н. Ле6едев, А.Н. Фридман, А.А. Комзолов: методические рекомендации. – М.: Центросоюз РФ, 2005. – 19 с.

44. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 1993. – 702 с.

45. Наговицина Л., Смирнова Т., Бугримова Г. Методика нормирования запасов товаров для потребсоюзов важнейшая составляющая оборотного капитала / Л. Наговицина, Т. Смирнова, Г. Бугримова [и др.] // Деловой Вестник «Российской кооперации». – 2002. - № 11.

46.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: [Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.]: офиц. текст: по состоянию на 1 марта 2005 г. – ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 380 с.

47..Негашев Е.В. Анализ финансов организации в условиях рынка. - М.: Высшая школа, 1997.

48. Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ: [Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 г.] // Рос. газета. – 2006. – 29 июля. - № 165.

49. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ: [Принят Государственной Думой 14 января 1998 г..] // Рос. газета. - 2006. – 29 июля. - № 165.

50. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон от 22.07.2002 г. № 104-ФЗ: [Принят Государственной Думой 1 июля 2002 г.: одобр. Советом Федерации 10 июля 2002 г.]: в ред. федер. закона от 21.07.2005 г. № 101-ФЗ // Рос. газета. – 2005. - 26 июля. – № 161.

51. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ: [Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.]: в ред. федер. закона от 02.02. 2006 г. № 25-ФЗ // Рос. газета. – 2006. - 8 февр. - № 19.

52. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ: [Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г.]: в ред. федер. закона от 18.07. 2006 г. № 116-ФЗ // Рос. газета. – 1996. - 20 июля. - № 156.

53. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19. 06.1992 г. № 3085-1: в ред. федер. закона от 21.03.2002 // Рос. газета. – 26 марта. – 2002. - № 53.

54. О целевой республиканской программе: Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми [2006-2008 годы]: Закон Республики Коми от 26 декабря 2005 г. №158-РЗ // газета Республика. – 2005. – 31 дек.

55. Положение о фондах потребительской кооперации Российской Федерации: утв. пост. 125-го общего Собрания представителей потреб. обществ РФ от 14 июля 2004 г.

56. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия) / К.А. Раицкий. – М.: Дашков и К, 2005. – 1012 с.

57. Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету, ПБУ 10/99: утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.

58. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации / Г.В. Савицкая. – Минск.: Новое знание, 2000.

59. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента / Е.Н. Станиславчик. – М.: Ось-89.

6. Томпсон А.А., Стрикланд А.Дж. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикланд; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1998.

61. Учет расчетов по налогу на прибыль: Положение по бухгалтерскому учету, ПБУ 18/02: утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114 н.

62. Учетная политика организации: Положение по бухгалтерскому учету, ПБУ 1/98: утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н

63. Финансовое управление компанией; под общ. ред. Е.В. Кузнецовой. – М.: Фонд Правовая культура, 1995.

64. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев, Д.В. Терехин [и др. ];под ред. В.И. Терехина – М.: Экономика, 1998. – 350 с.

65. Финансовое планирование и контроль / М.А. Поукок А.Х. Тейлор; пер. с англ.; под ред. М.А. Поукока, А.Х. Тейлора. – М.: ИНФРА-М, 1996. - 480 с.

66..Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабанов; под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Перспектива, 1999. - 658 с.

67..Финансовый менеджмент: учеб. / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева [и др. ]; под ред. Г.П. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 518.

68 Фридман А. Оборотные средства потребительского общества / А. Фридман // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2006. - № 2.

67..Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан; пер. с нем.; под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. – М.: Финансы и статистика, 1997

68. Шим Джей К., Сигел Джоел, Г. Финансовый менеджмент / К. Шим Джей, Г. Сигел Джоел. – М.:Филинъ, 1996. - 400 с.

69..Шеремет А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 176 с.

70. Шеремет А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1998. - 343 с.

71. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России /К.В. Щиборщ. – М.: Дис, 2001.- 544 с.

72. Экономико-правовые и финансовые основы развития потребительской кооперации (на примере Республики Коми) / Г.П. Полтавская, Л.И. Ильина [и др. ]; под. ред. В.В. Фаузера. - М.: Дашков и К, 2005. – 264 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: