Развитие умственных действий на пути к творческому мышлению при изучении физики

Какие этапы умственной деятельности осваивает учащийся от репродуктивного к творческому мышлению при изучении физики? Таких этапов 5. Каждый из них предполагает наличие определённых интеллектуальных умений.

1. Пропедевтическая ступень Систематизация учебной информации. Структурирование физических знаний.Предполагает наличие умений у учащихся структурировать знания, содержащиеся в тексте, свертывание и запоминание текста в свёрнутом (схемном) виде.

2. Алгоритмическая ступень. Применение известных алгоритмов, умение устанавливать ассоциативные связи для распознавания новых ситуаций. Характерные признаки – умение решать стандартные простые и сложные задачи по известным алгоритмам, отложившимся в долговременной памяти как фреймы-сценарии, формулировать понятия и законы по схеме или обобщённому плану

3. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Признаками выхода на этот уровень является доказательная речь, приобретение умения решать сложные (комбинированные) стандартные задачи (две в одной, три в одной).

4. Самостоятельный поиск методов решений нестандартных задач. Характеризуется умением решать нестандартные конкурсные и олимпиадные задачи, требующие оригинального мышления.

5. Генерация идей и постановка новых задач исследований (высшая степень развития мышления).

Три первых вида интеллектуальных умений свидетельствуют о наличии репродуктивного мышления, два последних – о наличии творческого. При этом формирование алгоритмического и дискурсивного (репродуктивного) мышлений учащихся являются необходимыми ступенями на пути к творческому мышлению.

Схема рис.2 отражает виды и иерархию этапов деятельности учащихся (в том числе в области физики), которые они проходят, приобретая в конечном счёте опыт творчества под руководством наставника – учителя.

           
   
Этапы приобретаемого опыта на пути к творчеству:
 
 
   
 


Рис. 2. Этапы приобретения опыта творчества

4. Приобретение опыта творчества учащимися посредством метода проектов

Одно из направлений деятельности учителя физики – инициирование и стимулирование творчества на всех уровнях. Как развить у учащихся стремление к творчеству? Как развить мышление учащегося ФМК до уровня творческого?

Основным методом развития творческого мышления учащихся до сих пор является метод проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: