Оценка творчества учащихся

Творчество - неотъемлемая часть природы человека, свойственная всем людям во все эпохи развития человечества, и во всех возрастных группах.

Как оценить творческую деятельность учащихся? Выделение уровней творчества следует осуществлять по степени значимости новизны продукта творчества. Выделяются 3 уровня творчества по критерию – значимости нового знания для человечества:

I. Уровень конкретизации, уточнения существующего знания, усовершенствования отдельных частей объектов действительности (например, деталей конкретного прибора, конкретной вещи). (Элементарный уровень)

II. Уровень дополнения существующего знания, усовершенствование существующего в определённой области знаний (придумывание новых опытов, приборов, объяснений явлений по аналогии с известными).

III. Уровень открытия (генерации) нового знания или элемента знания (нового принципа действия прибора, нового закона и т.д.), приводящего к существенному преобразованию всей действительности, всего мира.

На всех уровнях творчества генерируются идеи, создаётся система исполнения действий (СИД) для осуществления задуманного: будь то усовершенствование шурупа, парты или открытие нового явления или нового закона. На основании вышесказанного разработана методика оценки творчества учащихся. Многолетний опыт проведения региональной конференции учащихся и выставки технического творчества учащихся в УлГУ привёл к разработке системной диагностики творчества учащихся с помощью оценочной матрицы (табл. 2), которая позволяет выделить уровни творчества учащихся.

В основание оценки положены признаки и нововведения по сравнению с известным аналогом (прототипом), значимость, масштабность усовершенствования и распространения (класс, школа, регион, страна, мир), способы достижения новизны. При этом выделяется 3 критерия уровней творчества. Ими являются:

1)Масштаб усовершенствования и сущность новизны (в чём новизна).Сущность новизны - по отношению к принципу действия прибора (устройства), проекту, которую определяют масштабы нововведения;

2)способы достижения новизны

3)масштабы возможного использования (где возможно внедрение?).

Таблица 1.

Оценочная матрица уровней творчества (5-балльная система)

Уровни новизны Критерии творчества Оценка
  I. Масштаб усовершенствования, сущность (в чём новизна) и уровни новизны  
1. Низкий Уровень конкретизации Усовершенствование отдельных деталей устройства (приборов). Корректировка известной идеи, проекта.  
2. Средний Уровень дополнения. Усовершенствование самого устройства (приборов). Дополнение известной идеи, проекта. новыми элементами.  
3. Высокий Творческий уровень, уровень преобразования. Усовершенствование класса приборов; предложение нового принципа работы и конструкций устройства (новый тип прибора). Предложение новой идеи, проекта на основе известных Новая идея, новый проект  
  II. Уровни методологических умений. Освоенные способы достижения новизны  
1. Низкий Эвристический уровень - к омбинирования известных способов для решения данной задачи, проекта. Комбинированиенового устройства из известных составных частей. Компиляции известных идей.  
2. Средний Эвристический уровень комбинирования известных способов решения с элементами новизны. Самостоятельное конструирование отдельных составных частей устройства по известным методикам (инструкциям).  
Высокий Уровень творческий. Изобретение нового метода, с помощью которого достигается объективная новизна (проекта, прибора, решённой задачи.  
  III. Масштабы распространения нововведения и возможного использования (где возможно внедрение?). Уровни масштабности  
Низкий Лаборатория исследователя  
Средний Конкретные предприятие, школа в городе, районе.  
3. Высокий Отрасль в стране или мире  
Максимальное число баллов (S m)  
Показатель новизныК Sf / S m
Максимальный показатель новизны К макс 1
Минимальный показатель новизны Кмин 3/15=0,2

Для конкурсов внутри школы (класса) целесообразно пользоваться 5-и балльной шкала оценок. Уровни творчества можно свести к трём: К = 0,2-0,4 - низкий уровень; 041 - 0,7 – средний уровень; 0,71- 1 – высокий.

Каждый учитель физики может на основе этой таблицы составить свою. Важно, чтобы учащиеся знали, что к их работам будет применён единый подход и будет произведена оценка по единой сетке.

Предложенная методика обеспечивает системный подход к оценке школьных проектов, что дает возможность устроителям творческих конкурсов подходить объективно к рассмотрению и оцениванию школьных работ.

Оценка докладов на конференциях, исследований на защитах проектов (дипломные, конференции) может производиться по оценочной таблице 3. Данная схема была разработана и применялась при оценке докладов на конференции первокурсников 12 апреля 2011 года студентами, получающими дополнительную квалификацию «Преподаватель». Каждому участнику жюри выдавался оценочный лист выступлений докладчиков

Табл. 3. Оценочный лист выступлений докладчиков

Тема доклада Фамилия докладчика   Оценка качества выступлений (по каждому критерию максимальный оценочный балл 2)
Новизна Актуальность (значимость) темы Логичность и последовательность Ораторские умения, артистизм Оценка презентации Связь с текстом Ответы на вопросы Общий балл
                   
                     

По каждому критерию максимальный оценочный балл может быть от 2 до 10 по договорённости всех членов жюри. В номинации «связь с текстом» учитывается владение материалом доклада и коммуникативные специальные умения. При этом свободный рассказ без заглядывания в текст оценивается максимальным баллом, чтение без отрыва – 0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: