Творчество - неотъемлемая часть природы человека, свойственная всем людям во все эпохи развития человечества, и во всех возрастных группах.
Как оценить творческую деятельность учащихся? Выделение уровней творчества следует осуществлять по степени значимости новизны продукта творчества. Выделяются 3 уровня творчества по критерию – значимости нового знания для человечества:
I. Уровень конкретизации, уточнения существующего знания, усовершенствования отдельных частей объектов действительности (например, деталей конкретного прибора, конкретной вещи). (Элементарный уровень)
II. Уровень дополнения существующего знания, усовершенствование существующего в определённой области знаний (придумывание новых опытов, приборов, объяснений явлений по аналогии с известными).
III. Уровень открытия (генерации) нового знания или элемента знания (нового принципа действия прибора, нового закона и т.д.), приводящего к существенному преобразованию всей действительности, всего мира.
На всех уровнях творчества генерируются идеи, создаётся система исполнения действий (СИД) для осуществления задуманного: будь то усовершенствование шурупа, парты или открытие нового явления или нового закона. На основании вышесказанного разработана методика оценки творчества учащихся. Многолетний опыт проведения региональной конференции учащихся и выставки технического творчества учащихся в УлГУ привёл к разработке системной диагностики творчества учащихся с помощью оценочной матрицы (табл. 2), которая позволяет выделить уровни творчества учащихся.
В основание оценки положены признаки и нововведения по сравнению с известным аналогом (прототипом), значимость, масштабность усовершенствования и распространения (класс, школа, регион, страна, мир), способы достижения новизны. При этом выделяется 3 критерия уровней творчества. Ими являются:
1)Масштаб усовершенствования и сущность новизны (в чём новизна).Сущность новизны - по отношению к принципу действия прибора (устройства), проекту, которую определяют масштабы нововведения;
2)способы достижения новизны
3)масштабы возможного использования (где возможно внедрение?).
Таблица 1.
Оценочная матрица уровней творчества (5-балльная система)
| Уровни новизны | Критерии творчества | Оценка |
| I. Масштаб усовершенствования, сущность (в чём новизна) и уровни новизны | ||
| 1. Низкий | Уровень конкретизации Усовершенствование отдельных деталей устройства (приборов). Корректировка известной идеи, проекта. | |
| 2. Средний | Уровень дополнения. Усовершенствование самого устройства (приборов). Дополнение известной идеи, проекта. новыми элементами. | |
| 3. Высокий | Творческий уровень, уровень преобразования. Усовершенствование класса приборов; предложение нового принципа работы и конструкций устройства (новый тип прибора). Предложение новой идеи, проекта на основе известных Новая идея, новый проект | |
| II. Уровни методологических умений. Освоенные способы достижения новизны | ||
| 1. Низкий | Эвристический уровень - к омбинирования известных способов для решения данной задачи, проекта. Комбинированиенового устройства из известных составных частей. Компиляции известных идей. | |
| 2. Средний | Эвристический уровень комбинирования известных способов решения с элементами новизны. Самостоятельное конструирование отдельных составных частей устройства по известным методикам (инструкциям). | |
| Высокий | Уровень творческий. Изобретение нового метода, с помощью которого достигается объективная новизна (проекта, прибора, решённой задачи. | |
| III. Масштабы распространения нововведения и возможного использования (где возможно внедрение?). Уровни масштабности | ||
| Низкий | Лаборатория исследователя | |
| Средний | Конкретные предприятие, школа в городе, районе. | |
| 3. Высокий | Отрасль в стране или мире | |
| Максимальное число баллов (S m) | ||
| Показатель новизныК | Sf / S m | |
| Максимальный показатель новизны К макс | 1 | |
| Минимальный показатель новизны Кмин | 3/15=0,2 |
Для конкурсов внутри школы (класса) целесообразно пользоваться 5-и балльной шкала оценок. Уровни творчества можно свести к трём: К = 0,2-0,4 - низкий уровень; 041 - 0,7 – средний уровень; 0,71- 1 – высокий.
Каждый учитель физики может на основе этой таблицы составить свою. Важно, чтобы учащиеся знали, что к их работам будет применён единый подход и будет произведена оценка по единой сетке.
Предложенная методика обеспечивает системный подход к оценке школьных проектов, что дает возможность устроителям творческих конкурсов подходить объективно к рассмотрению и оцениванию школьных работ.
Оценка докладов на конференциях, исследований на защитах проектов (дипломные, конференции) может производиться по оценочной таблице 3. Данная схема была разработана и применялась при оценке докладов на конференции первокурсников 12 апреля 2011 года студентами, получающими дополнительную квалификацию «Преподаватель». Каждому участнику жюри выдавался оценочный лист выступлений докладчиков
Табл. 3. Оценочный лист выступлений докладчиков
| Тема доклада | Фамилия докладчика | Оценка качества выступлений (по каждому критерию максимальный оценочный балл 2) | ||||||||
| Новизна | Актуальность (значимость) темы | Логичность и последовательность | Ораторские умения, артистизм | Оценка презентации | Связь с текстом | Ответы на вопросы | Общий балл | |||
По каждому критерию максимальный оценочный балл может быть от 2 до 10 по договорённости всех членов жюри. В номинации «связь с текстом» учитывается владение материалом доклада и коммуникативные специальные умения. При этом свободный рассказ без заглядывания в текст оценивается максимальным баллом, чтение без отрыва – 0.






