Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей "обучение через делание". Подробно метод проектов разработан в трудах У.Х. Килпатрика (1875-1965) (Килпатрик). Килпатрик писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами программе: только учитель вместе с учеником создают программу совместных действий. Центральным звеном проективного обучения является проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающего важное значение. Его особенность - это отличие от уже существующих решений и проектов. То есть наличие элемента новизны. Стремление учащегося найти лучшее, своё решение определяет основную мотивацию проектного обучения. Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает и с её помощью строит свой проект.
Метод проектов является широко распространенной в мировом образовательном процессе формой дифференциации и индивидуализации обучения. Под методом проектов понимается способ обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного (или с помощью наставника) выполнения проекта. Если учащийся выполняет каждый год проект с постепенно усложняющимся практическим заданием - этот учащийся вовлечён в систему проективного обучения (Ильин, Г.Л.., 1999). Эта система через проектную деятельность учащегося даёт возможность осуществления непрерывности общего среднего и высшего профессионального образования.
|
|
При использовании метода проектов в обучении в корне меняются отношения учитель-ученик. Главным действующим лицом в реализации метода является УЧЕНИК. Содержание деятельности ученика и учителя основывается на субъект-субъектных отношениях, то есть УЧЕНИК - субъект обучения - УЧИТЕЛЬ-партнер:
* УЧЕНИК определяет цель деятельности - УЧИТЕЛЬ помогает ему в этом;
* УЧЕНИК открывает новые знания - УЧИТЕЛЬ рекомендует источники знаний;
* УЧЕНИК экспериментирует - УЧИТЕЛЬ раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность.
* УЧЕНИК выбирает - УЧИТЕЛЬ содействует прогнозированию результатов выбора;
* УЧЕНИК активен - УЧИТЕЛЬ создает условия для проявления активности;
* УЧЕНИК несет ответственность за результаты своей деятельности - УЧИТЕЛЬ помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
В настоящее время этот метод сохранился в системе среднего, среднеспециального, профессионального и высшего образования при выполнении учащимися реферативных, курсовых и дипломных проектов.
|
|
Результаты наблюдений и анализ успеваемости свидетельствуют о влиянии метода проектов на развитие интеллектуальных способностей, активизацию познавательной деятельности школьников Реализация метода позволяет зафиксировать повышение уровня познавательного интереса у 65% детей экспериментальной группы против 11% контрольной (Гурова). Выполненная правильно реферативная работа является первым звеном в цепочке:
реферат учащегося ФМК - курсовая работа студента - дипломная работа выпускника УлГУ - диссертационная работа специалиста.
4.2. Этапы формирование творческого мышления учащихся ФМК в рамках метода проектов.
Развитие творческого мышления ученика ФМК включают в себя следующие этапы деятельности учителя и ученика:
1. Постановка учащемуся задачи или проблемы. Постановка самим учащимся вопроса во внутренней (в мыслях), а затем во внешней речи: «Почему?»
2. Поиск ответа по известным источникам: научная литература, Интернет, консультации у профессионалов. Если не найден ответ на поставленный вопрос во внешних источниках информации, то учащемуся формулируется задача (вопрос) для самостоятельного решения.
3. Самостоятельно или при помощи наставника намечается путь (подход) и метод решения задачи – то есть выбирается самостоятельно ориентировочная основа действий (ООД).
4. Самостоятельное решение задачи учащимся: генерация нового знания.
6. Постановка самостоятельно учащимся (или с помощью наставника) и решение новой задачи методологического характера по проверке истинности полученного нового знания.