Лекция 6. Опыт творчества

Характеристиками системного мышления являются мыслительные операции (рис.8)


Рис.8. Виды мыслительных операций системного мышления

Какими же конкретными умениями характеризуются эти операции мышления?

1. О владении операциями анализа и синтеза свидетельствуют умения:

– введение понятия объекта и его определение на понятийном уровне;

–выделение возможных объектов из предметной области;

– выделение признаков объекта в целом;

– введение понятия свойств (атрибутов) и поведения объектов;

– раскрытие строения и функций объектов;

–составление плана анализа;

–перенос плана анализа на все объекты системы;

– составление обобщённого плана анализа-синтеза;

-выделение объектов из среды и установление отношений между ними.

2. О владении операциями сравнения свидетельствуют умения:

– установление сходства и различия, работа с термином «сравнение»;

– составление таблиц сравнения объектов и действий по атрибутам;

– нахождение правильного основания (атрибута) для сравнения объектов;

– использование для сравнения объектов обобщенных знаний (множество, класс);

– составление обобщённого плана сравнения;

– заполнение таблиц сравнения объектов.

3. О владении приёмами обобщения свидетельствуют умения:

– рассмотрение объекта как представителя определённого класса;

– обнаружение взаимосвязи общего и единичного, раскрытие атрибутов объектов (выделение общих свойств);

– составление и заполнение таблиц, указывающих сходства и различия;

–составление плана обобщения объектов;

– выполнение заданий по составлению общих характеристик с привязкой к плану;

– объединение выделенных объектов и множеств (классы).

4. О владении операциями классификации свидетельствуют умения:

– объединение объектов в отдельные группы на основании их общих призна­ков;

– нахождение (выделение) признака, лежащего в основе классификации;

– составление классификационных схем;

– составление схем общих характеристик, доказывающих принадлежность к той или иной системной категории, классу;

– составление развёрнутых схем и диаграмм классификации.

Таким образом:

· Развитие мышления учащихся является одной из главных задач учителя физики.

· В структуре интеллекта различают образное, понятийное, символическое, абстрактное мышления (Ясюкова,2002). Учащийся физматкласса должен обладать всеми видами мышления, но обязательным является наличие понятийного и абстрактного типов мышления.

· Системное мышление как вид абстрактного мышления характеризуется способностью осуществлять системный анализ.

· Урони сформированности системного мышления выделяются по степени овладения операциями системного мышления - анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации

· Развитие системного мышления учащихся при обучении физике осуществляется при системном подходе к преподаванию предмета, в частности при рассмотрении элементов физических знаний – теорий, физических величин, физических законов как системных объектов.

Словарь терминов

Мысль – 1) то, что явилось в результате размышления, идея. 2) То, что заполняет сознание; дума (Ожегов, с.372).

Дискурс – доказательная речь

Инсайт - озарение.

Фрейм – каркас, клише, болванка, скелетная форма, стереотипная ситуация.

Системное (системно-логическое) мышление - мышление, строго учитывающее все положения системного подхода.

Системный подход – это подход, при котором реализуются основные положения теории систем - всесторонность, взаимоувязность, целостность, многоаспектность.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку.

«Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особо организованной материи – мозга» (Философ. словарь, 2001, с.344). Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности (Кратк. психологич. словарь).

Анализ – мыслительная операция от общего к частном.

Синтез –мыслительная операция от частного к общему

Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта.

Ассоциация – связь между психическими явлениями (процессами), при которой появление одного из них влечёт (вызывает) возникновение другого.

Классификация – разделение (распределение) объектов на группы по определенным признакам (критериям), которые называются основаниями деления.

Интеллект – ум, мыслительная способность человека (Ожегов, с.249).

Интеллект (от лат. – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни (Филос. словарь, с.210).

Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт… (Ожегов, с.490).

Библиография

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 19 с.

2. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно– методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. –М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.

3.Беспалько,В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. – 304 с.

3. Блауберг, И.В., Юдин,Э.Г. Становление и сущность системного подхода.– М., 1973. – 270 с.

4. Гурина,Р.В. Концепция подготовки учащихся профильных физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: монография. – М.: Дополнительное образование и воспитание; Витязь– М, 2006. –208 с.

5. Гурина,Р.В., Ларина, Т.В. Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении: моногр. В 2-х ч. Ч.П. Естественнонаучная область знаний: физика, астрономия, математика; под ред. Р.В. Гуриной. – Ульяновск: УлГУ, 2008. – 264.

6. Краткий психологический словарь. /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

7. Кубрякова Е.С., Демьянков В.В., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – 245 с.

7. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.

8. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; РАО. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

9. Система управления профориентацией молодежи / Под ред. Н.И. Попова, Ю.А. Лядова. – Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1984. – 570 с.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Республика,, 2001. – 719 с.

11. Формирование системного мышления в обучении / под ред.
З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

12. Усова, А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие к спецкурсу. – Челябинск.: ЧГПИ, 1986. –84 с.

13. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978

14. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство.–Спб.: «ИМАТОН», 2002. – 80 с.

ЛЕКЦИЯ 6. ОПЫТ ТВОРЧЕСТВА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: