Обучение учащихся структурированию учебных текстов на элементы знаний

В лекции №4 рассматривался вопрос систематизации учебного материала на обобщающих уроках и рассмотрены примеры таких уроков. Однако, учащиеся должны уметь структурировать материал каждого параграфа на элементы знаний. То есть эта деятельность должна быть систематической и входить в подготовку к каждому уроку.

Структурными элементами материала изучаемой темы или параграфаявляются: физические величины, законы и закономерности, постулаты, гипотезы, идеальные объекты и модели, явления и процессы, приборы и устройст ва, установки и т.д. (рис.4)

 
 

Рис. 4. Схема структурирования учебного материала по физике

Рис..2 Схема – фрейм структурирования учебного материала

Учащиеся, выделив эти структурные элементы в параграфе, заполняют пустую схему по образу рис.4 или таблицу (табл. 4).

Табл. 4. Структурирование учебного материала по элементам знаний

Научные факты Явления. процессы Физические величины Законы Приборы, установки Экспери-менты Учёные-открыватели
             

Структурирование учебных текстов – деление их элементы является эффективным методом понимания и запоминания учебной информации. Чтобы выполнить работу по структурированию учебной информации учащийся должен активно поработать с учебником: много раз пролистать материал учебника «вдоль и поперёк», просматривая каждую строчку, вдумываясь в содержание. Эта работа требует напряжённой мыслительной деятельности. При этом включается и непроизвольная память: попутно непроизвольно запоминаются формулы, формулировки понятий, законов, явлений, процессов. В результате этой работы учащиеся начинают свободно ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное в параграфе (теме), классифицировать элементы знаний, запоминают формулы, формулировки законов, понятий и хорошо знают содержание учебника.

У учителя, таким образом, образуется большой резерв времени, который он может потратить на решение задач, изучение современных вопросов физики. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель текст ученик, при этом функция учителя изменяется в сторону координатора, методолога, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с автором или источником учебной информации.

Работа по структурированию учебного материала частично проводится в классе, но большую часть рекомендуется проделывать дома в качестве домашнего контрольного задания. Учащимся предлагается выписать в тетрадь, распределив в отдельные колонки явления, понятия, законы, процессы, исторический материал и т.д. Эффективность структурирования материала объясняется тем, что весь учебный материал расслаивается и «раскладывается по полочкам», а «полочки» указаны в схеме. Наблюдения показали повышение эффективности усвоения учебного материала уже в 7-8 классах.

На языке лингвистов каждый структурный элемент текста является подтемой. В схеме рис. 4 подтемы – этоявления, приборы, понятия, законы, физические величины и т.д.. Каждая подтема может быть структурирована (разделена) на более мелкие элементы – субтемы, а субтемы на микротемы

Например в подтеме «физические величины» (ФВ) в школьном курсе физики выделяются 2 субтемы:

1) ФВ, которые выражаются формулами;

2) ФВ, которые не определяются через формулы (температура, энергия).

В подтеме «законы и закономерности» выделяются также 2 субтемы:

1) законы, выражаемые формулами;

2) законы, формулирования которых не выражаются формулами («текстовые» законы).

Далее выделяются еще более мелкие структурные элементы – микротемы. В субтеме ФВ выделяются 2 микротемы:

1) ФВ как произведения других ФВ;

2) ФВ как отношение других физических величин.

В первой субтеме можно выделить 2 микротемы: 1) законы как функциональные прямо пропорциональные зависимости и 2)законы как прямо и обратно пропорциональные зависимости (схема рис.5).

 
 

Рис. 5. Деление субтем на микротемы

Отметим, что деление субтем на микротемы здесь производится по формальному признаку в основе которого – операции деления и умножения - хорошо освоенные учащимися. Таким образом, выстраивается иерархия понятий о ФВ и законах и учащийся воспринимает учебную информацию как стройную систему, что способствует формированию у них системного мышления.

Пример более подробного структурирования учебной информации о материи и её видах в схемном виде представлен на рис.6. Читателю представляется самостоятельно определить в данной структурной схеме подтему, субтемы и микротемы.

Рис. 6. Структурные элементы материи

Структурирование учащимися знаний относится к деятельностному подходу, при котором учитель формирует, ученик – усваивает (овладевает, присваивает) в процессе совместной деятельности. Чтобы проструктурировать материал по элементам знаний, учащийся вынужден хорошо его изучить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: