В лекции №4 рассматривался вопрос систематизации учебного материала на обобщающих уроках и рассмотрены примеры таких уроков. Однако, учащиеся должны уметь структурировать материал каждого параграфа на элементы знаний. То есть эта деятельность должна быть систематической и входить в подготовку к каждому уроку.
Структурными элементами материала изучаемой темы или параграфаявляются: физические величины, законы и закономерности, постулаты, гипотезы, идеальные объекты и модели, явления и процессы, приборы и устройст ва, установки и т.д. (рис.4)
Рис. 4. Схема структурирования учебного материала по физике
|
Учащиеся, выделив эти структурные элементы в параграфе, заполняют пустую схему по образу рис.4 или таблицу (табл. 4).
Табл. 4. Структурирование учебного материала по элементам знаний
Научные факты | Явления. процессы | Физические величины | Законы | Приборы, установки | Экспери-менты | Учёные-открыватели |
Структурирование учебных текстов – деление их элементы является эффективным методом понимания и запоминания учебной информации. Чтобы выполнить работу по структурированию учебной информации учащийся должен активно поработать с учебником: много раз пролистать материал учебника «вдоль и поперёк», просматривая каждую строчку, вдумываясь в содержание. Эта работа требует напряжённой мыслительной деятельности. При этом включается и непроизвольная память: попутно непроизвольно запоминаются формулы, формулировки понятий, законов, явлений, процессов. В результате этой работы учащиеся начинают свободно ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное в параграфе (теме), классифицировать элементы знаний, запоминают формулы, формулировки законов, понятий и хорошо знают содержание учебника.
|
|
У учителя, таким образом, образуется большой резерв времени, который он может потратить на решение задач, изучение современных вопросов физики. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – текст – ученик, при этом функция учителя изменяется в сторону координатора, методолога, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с автором или источником учебной информации.
Работа по структурированию учебного материала частично проводится в классе, но большую часть рекомендуется проделывать дома в качестве домашнего контрольного задания. Учащимся предлагается выписать в тетрадь, распределив в отдельные колонки явления, понятия, законы, процессы, исторический материал и т.д. Эффективность структурирования материала объясняется тем, что весь учебный материал расслаивается и «раскладывается по полочкам», а «полочки» указаны в схеме. Наблюдения показали повышение эффективности усвоения учебного материала уже в 7-8 классах.
|
|
На языке лингвистов каждый структурный элемент текста является подтемой. В схеме рис. 4 подтемы – этоявления, приборы, понятия, законы, физические величины и т.д.. Каждая подтема может быть структурирована (разделена) на более мелкие элементы – субтемы, а субтемы на микротемы
Например в подтеме «физические величины» (ФВ) в школьном курсе физики выделяются 2 субтемы:
1) ФВ, которые выражаются формулами;
2) ФВ, которые не определяются через формулы (температура, энергия).
В подтеме «законы и закономерности» выделяются также 2 субтемы:
1) законы, выражаемые формулами;
2) законы, формулирования которых не выражаются формулами («текстовые» законы).
Далее выделяются еще более мелкие структурные элементы – микротемы. В субтеме ФВ выделяются 2 микротемы:
1) ФВ как произведения других ФВ;
2) ФВ как отношение других физических величин.
В первой субтеме можно выделить 2 микротемы: 1) законы как функциональные прямо пропорциональные зависимости и 2)законы как прямо и обратно пропорциональные зависимости (схема рис.5).
Рис. 5. Деление субтем на микротемы
Отметим, что деление субтем на микротемы здесь производится по формальному признаку в основе которого – операции деления и умножения - хорошо освоенные учащимися. Таким образом, выстраивается иерархия понятий о ФВ и законах и учащийся воспринимает учебную информацию как стройную систему, что способствует формированию у них системного мышления.
Пример более подробного структурирования учебной информации о материи и её видах в схемном виде представлен на рис.6. Читателю представляется самостоятельно определить в данной структурной схеме подтему, субтемы и микротемы.
Рис. 6. Структурные элементы материи
Структурирование учащимися знаний относится к деятельностному подходу, при котором учитель формирует, ученик – усваивает (овладевает, присваивает) в процессе совместной деятельности. Чтобы проструктурировать материал по элементам знаний, учащийся вынужден хорошо его изучить.