Типология физического знания

Распознавание элементов знаний вызывает трудности при структурировании. Особенно это касается формул, выражающих физические величины и законы (закономерности). Какие формулы относятся к ФВ, а какие к законам? Элементы знания их существенные признаки и формы выражения знаний иллюстрируется таблицей 4, содержание которой частично заимствовано у Л.А. Прояненковой (Прояненкова, 2009). С помощью таблицы можно легко распознать и выделить различные элементы знаний

Таблица 4. Элементы физических знаний

Тип знания или элементы знания Общие признаки элементов знания, относящихся к данному понятию Форма выражения (словесная, графическая и т.п.) Ключевые слова и словосочетания в описании данного элемента знания
Понятие о физи-ческом объекте 1) общие свойства объектов; 2) общие свойства структуры объектов Определение объекта; Рисунок, чертёж это, называется;
Понятие о физи-ческомявлении Физическое явление – это изменение состояния некоторого материального объекта при его взаимодействии с другим материальным объектом в определенных условиях. Словесная: определение; схема установки явление, взаимодействие
Понятие о процессе Процесс - последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. Это переход системы (объекта) из одного состояния в другое Словесная: определение; графическая процесс; процесс, происходящий при
Понятие овзаимодействии Действие одних тел на другие Словесная: определение; графическая взаимодействие; между
Понятие о физическойвеличине(ФВ) Свойство, для числовой оценки которого введена величина; способ оценки Словесная: определение; символьная: формула это физическая величина равная отношению (произведению)
Физическийзакон (закономерность) (ФЗ) связи между характеристиками предмета, выраженные словесно и уравнением; название; границы применимости. Словесная: формулировка закона; символьная: формула; графическая прямо пропорциональна; обратно пропорциональна; зависимость; зависит от; константа пропорциональности
Научный факт Достоверное событие, знание Суждение  
Модельобъекта, явления, взаимодействия Идеальный образ Суждение (словесное описание), рисунок (графическая модель)  

Ниже даётся сущность каждого вида физического знания

Понятием называется знание, фиксирующее общие признаки некоторого класса множества объектов или явлений, по которым этот класс отличается от других классов этого множества.

Структура – строение чего-либо, взаиморасположение и связь составных частей

Факт – (лат. – сделанное, свершённое) действительное явление, событие, происшествие. В научной методологии факт - характеристика познавательной деятельности как фиксация результата научного исследования. Но в отличие от закона, который отражает общие свойства и отношения вещей, факт фиксирует единичное событие. Факт –Знание, достоверность которого доказана. В логике и методологии науки – предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Научный факт – событие, установленное научными методами (не всегда воспроизводимое и проверяемое).

Понятие -знание, фиксирующее общие признаки некоторого класса множества объектов или явлений, по которым этот класс отличается от других классов этого множества. (Классу присваивается название)

«Суждение 1.в ЛОГИКЕ: - форма мышления,представляющая сочетание понятий из которых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. (книжн.) – мнение, заключение.

«Суждение (псих) – одно из логических форм мышления. Суждение есть связь между двумя поятиями (субъектом и предикатом)

Умозаключение (псих.) - одно из логических форм мышления, характеризуется выводом на основе правил логики заключения или средств из нескольких суждений (посылок).

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его свойств

Явление – то или иное обнаружение предмета (объекта), внешняя форма его существования

Модель – образец, прообраз – специально созданный идеальный или материальный объект, отображающий свойства или отношения реального объекта (прототипа). Реальный объект – прототип, а отображающий – модель.

Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе закона возможно достоверное предвидение течение процесса.

Процесс - ход развития какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

Слолварь терминов

Фрейм – каркас, клише, скелетная форма, схема, стереотипная ситуация, болванка

Денотат – смысловой кусок текста.

Репрезентировать – представлять, показывать, обнаруживать. Репрезентация – представление, показ (Ожегов, с.677)

Денотатный граф - логическая структура на базе таких единиц и их отношений, позволяющая выделить главное, существенное в содержании, отражающая динамику развития мысли, заложенной в тексте

Предика́т (лат. praedicatum — заявленное, упомянутое, сказанное) — в логике и языкознании, конститутивный член суждения — то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. В традиционной логике один из двух терминов суждения, а именно тот, в к-ром что-то говорится о предмете речи (субъекте).

Предикат (от лат. praedicatum - сказанное) - языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или отношение. В современной логике предикация рассматривается как частный случай функциональной зависимости. П. называются функции, значениями которых служат высказывания. Напр., выражение "... есть зеленый" (или "х есть зеленый") является функцией от одной переменной, "... любит..." ("х любит у") - функция от двух переменных (см.: Логика предикатов).

Схема ООД - опорные знания и способ действия, представленные в материализованном, наглядном виде (граф-схема, рис., текст и т.п.)

Библиография

1. Minsky, M. A framework for representing knowledge // Frame conceptions and text understanding. – B.: В.U.Р., 1980. – 25 p.

2. Большой энциклопедический словарь (БЭС), 2001 г.

3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание (БЭСЯ), М, 1998 г.

4. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий. – М., 1965. –49 с.

5. Гурина, Р.В., Соколова, Е.Е. Фреймовое представление знаний: монография. – М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

6. Гурина, Р.В. Концепция подготовки учащихся профильных физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: монография. – М.: Дополнительное образование и воспитание; Витязь-М, 2006. –208 с.

7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

8. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М: Изд. АПН РСФСР, 1958. – 370 с.

9. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – 364 с.

10. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М: Наука, 1982. – 159 с.

11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

12. Краткий психологический словарь. /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

13. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.В., Панкрац, Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – 245 с.

14. Кузьмина, Е.С. Имплицидная предикативность научного текста: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 200 с.

15. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. – М., 1961.

16. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.

17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

18. Новиков, А.И. Семантика текста и её формализация // АН СССР. – М.: Наука, 1983. – 215 с.

19. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка; РАО. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

20. Прояненкова, Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография. – М.: Карпов Е.В., 2009. – 160 с.

21. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 344 с.

22. Тарасов, Е.Ф. Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. – М.: Наука, 1989. – 142 с.

23. Усова, А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие к спецкурсу. – Челябинск.: ЧГПИ, 1986. –84 с.

24. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство.–Спб.: «ИМАТОН», 2002. – 80 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow