Теория поэтапного формирования умственных действий. Рассмотренные учеными-лингвистами этапы механизма мыслительной деятельности соответствуют этапам формирования умственной деятельности теории П.Я

Рассмотренные учеными-лингвистами этапы механизма мыслительной деятельности соответствуют этапам формирования умственной деятельности теории П.Я. Гальперина на языке психологии.

Согласно деятельностному подходу к процессу усвоения знаний, формирование умственных действий происходит поэтапно. Согласно теории П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной таких этапов пять (табл.3).

Таблица 3. Этапы формирования умственных действий

Этапы Содержание этапов
  Знакомство с содержанием действия и выбор ООД Предварительное знакомство с умственным действием, создание ориентировочной основы действий (ООД) на основе инструкции. ООД – модель изучаемого действия, которая включает представление о действии, систему условий правильного его выполнения. Такой инструкцией может быть любая опора, например, схема при изучении физических величин или законов
  Материализованное действие Материализованное действие, выполняемое учащимися в соответствии с инструкцией и учебным заданием. Они получают задания, а также дидактический материал – опоры (модели, схемы, чертежи). На этой стадии учащиеся сверяют свои действия с ООД (инструкцией). После выполнения ряда однотипных действий необходимость обращаться к инструкции (схеме, опоре) отпадает.
  Внешняя речь Этап внешней речи характеризуется тем, что функцию ООД (инструкции) выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие (операцию), которое в данный момент осваивают. Так формируется умение, и выполняемое действие начинает автоматизироваться.
  Внутренняя речь – мысленный контроль за действием Этап внутренней речи характеризуется свертыванием информации и переводом ООД во внутреннюю речь: обучаемый проговаривает выполняемое умственное действие про себя, то есть мысленно, с помощью внутренней речи, контролирует выполнение операции.
  Интериоризация действия, усвоенное действие Этап освоенного (автоматизированного) действия. На этом этапе учащиеся могут автоматически выполнять отработанное действие; при этом отпадает необходимость в его мысленном контроле (проговариванием во внутренней речи). Действие, перешло во внутренний план (т.е. интериоризировалось).

В качестве ориентировочной основы действий (ООД) выступают опорные конспекты, структурно-логические схемы, алгоритмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: