Глобализация и интернационализация международного бизнеса

Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.

  Глобализация - это объективный социальный процесс, содержанием которого является растущий взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

При условиях глобализации международные корпорации становятся частью треугольника, в котором, кроме них, действуют местные фирмы, а также другие международные конкуренты. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу в трех направлениях:

1) с местным конкурентом данной страны;

2) с иностранным конкурентом в данной стране;

3) с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, международным корпорациям приходится предлагать, а местным фирмам воспринимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, содержащие все основные аспекты бизнеса: от исследований и персонала к рекламе и капитала.

Эта идея была обоснована С. Роненом [Rohnen, 1986, р. 67]. Согласно этой идее реальное продвижение бизнеса к эффективному производству товаров и услуг требует комплекса «пакета развития», в состав которого входят: капитал, технологии, информация, квалификация и компетенция персонала, рекламная и консалтинговая поддержка, сбытовая сеть и др. Конечно, можно получать составляющие пакета долями отдельно от различных фирм и дешевле. Однако, в конце концов достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи следует обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак-Доналдс», «Кока-Кола», «Лукойл» и др.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых (международная торговля) до сложных (международные корпорации с прямыми иностранными инвестициями).

К основным формам международного бизнеса можно отнести:

· экспорт (импорт);

· лицензирования;

· управленческие контракты;

· совместные предприятия;

· международные корпорации.

Следует подчеркнуть, что экспорт является простейшей формой международного бизнеса и представляет собой продажу товаров (услуг) в другие страны. В современных условиях внешнеторговые операции составляют более 80% объемов международного бизнеса. К тому же экспорт является наименее рискованной, но и наименее прибыльной формой международного бизнеса.

Указанные особенности заставляют участников международного бизнеса модернизировать экспорт. Наиболее распространенными формами такой модернизации является локальное складирования и продажа, а также локальное сборка и продажа.

Локальное складирование и продажа означает завоз крупных партий товаров на специальные склады в стране-хозяина с целью дальнейшей продажи товаров с этого склада-магазина.

Локальное составление и продажа означает экспорт из материнской страны или из третьих стран в страны-хозяина комплектующих деталей или узлов с последующей сборкой в месте на собственном или арендованном предприятии готовой продукции с последующими продажами как в принимающей стране, так и третьих странах.

Для понимания этапов интернализации полезно использовать известную модель EPRG (этноцентризм - полицентризм - региоцентризм - геоцентризм), разработанной Говардом Перлмуттером.

Этноцентризм (Е) означает подчинение зарубежных операций внутренним операциям.

Полицентризм (Р) - учет особенностей бизнес-среды каждой принимающей страны.

Региоцентризм (К) - сосредоточение полномочий и коммуникаций на региональном уровне, который включает группу принимающих стран-соседей.

Геоцентризм (глобализм) (О) - означает деятельность компании по всему миру путем развития сотрудничества штаб-квартиры с филиалами для разработки стандартов и процедур, отвечающих и общим, и локальным задачам фирмы.

Более развернутую схему интернационализации бизнеса предлагает Нэнси Адлер. Она приведена на рис. 1.1. Как видно из этой схемы, национальные фирмы (фаза I) не имеют международной деятельности. Международные фирмы (фаза II) направляют свои усилия на экспансию внешних рынков. После превращения их на мультинациональные фирмы они пытаются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков (фаза III). Наконец, фаза IV означает, что сбалансирование внутренних связей сопровождается динамическим поиском новых рынков.

Рис. 1.1. Фазы интернализации по Н.Адлер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: