Транснациональные корпорации как объект международного менеджмента

Основными характеристиками транснациональных компаний являются: наличие собственников в разных странах, международный состав работников, в том числе менеджеров; международное мышления высшего руководства; источники дохода в разных странах; международная структура активов; продажа на иностранных рынках.

Сегодня в мире насчитывается около 65 тыс. Международных корпораций, включающих более 700 тыс. отделений. Для всех международных корпорацией и (международных организаций, мультинациональных организаций, транснациональных организаций) общим является движение товаров, услуг, капитала, технологий, информаций, менеджмента между национальными экономиками. Сами корпорации образуют в своей совокупности систему многонациональных компаний.

Международная корпорация состоит из материнской компании (М), расположенной в стране происхождения (основания), и сети отделений (филиалов) В 1 ; В 2 ... Вп, которые размещены в принимающих странах 1; 2... N.

Организация бизнеса в международных корпорациях основывается на специализации отдельных отделений и материнской компании на определенных видах продукции или видов деятельности. Существует две модели специализации: горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при которой изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за соответствующими отделениями с учетом всех расходов.

Вертикальная интеграция базируется на специализации отдельных отделений по стадиям технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на мировые рынки.

Природа международных корпораций в значительной степени отражается теорией интернализации, обоснованной Питером Бакли и Марком Кассоном.

Теория интернализации международных корпораций заключается в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки конечной продукции, поэтому изготовление промежуточной продукции целесообразно сосредоточить внутри компании, размещая заказы между отдельными отделениями как в стране происхождения, так и за рубежом.

Таким образом, интернализация означает процесс превращения внешних рыночных связей во внутренние (централизованно корпоративные) в условиях большего совершенства последних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: