Суть международного менеджмента и основные национальные школы менеджеров

ММ - особый вид менеджмента, главными целями которого является формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Природа международного менеджмента имеет две основные составляющие:

· функции и концепции общего менеджмента - базовая составляющая;

· национальные модели менеджмента материнских стран, в которых были основаны те или иные международные корпорации - культурологическая составляющая.

Исследования национальных моделей менеджмента сформировали новую область научных исследований - сравнительный менеджмент.

Таким образом, методологической основой международного менеджмента является, во-первых, общий менеджмент, а во-вторых, сравнительный менеджмент.

Надо заметить, что успешная деятельность менеджеров в международных корпорациях требует их высокой квалификации. Она обеспечивается не только приобретенным опытом, но и профессиональной управленческим образованием, «а предоставляется в ведущих школах бизнеса, а также постоянным обучением в международных корпорациях. В наше время общепризнанным есть тезис о невозможности быть квалифицированным менеджером без надлежащего профессионального обучения.

Обобщение опыта изучения маркетинга и менеджмента в ведущих школах бизнеса мира позволяет выделить следующие альтернативные подходы к изучению маркетинга, менеджмента, финансов и др.:

· кейс-метод Гарвардской школы бизнеса;

· метод исследований Чикагской школы бизнеса;

· обучение с помощью практикующих менеджеров в Кейптаунском университете (Южно-Африканская Республика);

· японский подход к обучению.

Другие учебные заведения или отдают предпочтение одному из предложенных методов, или комбинируют указанные подходы в разном соотношении для различных дисциплин и программ.

Кейс-метод дает возможность через коллективную творческую дискуссию на примере конкретной абсолютно правдивой ситуации, содержащей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей вполне конкретные практические навыки.

Метод исследований Чикагской школы бизнеса, основанной в 1898 г., основывается на самостоятельных исследованиях слушателями публикаций и деятельности корпораций по определенным вопросам, следующем обсуждении полученных выводов и результатов и внесении предложений по принятию соответствующих решений в компаниях.

Подход Кейптаунского университета заключается в том, чтобы привлекать к преподаванию не отдельных тем, а целых курсов менеджеров-практиков, которые имеют определенный талант к педагогической работе и опыт преподавательской деятельности.

Японский подход к обучению менеджмента и маркетинга основывается преимущественно на подготовке специалистов в учебных центрах внутри компаний, ориентируясь прежде всего на собственный опыт фирмы.

Каждая из национальных школ менеджмента вносит свой вклад в социально-культурную составляющую международного менеджмента. Однако вклад различных наций в менеджмент не может быть одинаковым. Поэтому рассмотрим особенности ведущих национальных школ менеджмента с учетом известной мировой триады финансово-экономических центров, образующих три кластера национальных школ менеджмента.

На рис. 1.2 представлен состав трех основных кластеров в соответствии с такими критериями, как прямые иностранные инвестиции и международная торговля.

Рис. 1 2 Основные кластеры прямых иностранных инвестиций и международной торговли

В состав кластеров включены не все страны мира, а лишь те, которые подвергаются наибольшему воздействию кластерных центров. Поэтому если говорить о месте прибалтийских стран или Украины в указанной схеме, то их следовало бы отнести к европейскому кластеру.

Соответственно до трех указанных мировых центров как основные выделяется американская, европейская и японская национальные школы менеджмента.

Контрольные вопросы

1. Чем именно национальный бизнес принципиально отличается от международного?

2. Почему международный бизнес развивается быстрыми темпами, чем национальный?

3. Какое существует соотношение между понятиями «международный бизнес», «международный менеджмент», «общий менеджмент»?

4. Сформулируйте черты современного международного бизнеса.

5. Какие критерии положены в основу периодизации развития международного менеджмента?

6. Какие факторы ускоряют или тормозят процесс глобализации?

7. Приведите определение понятия «международная корпорация».

8. В чем заключаются различия между понятиями «международная корпорация», «многонациональная корпорация», «мультинациональная корпорация», «транснациональная корпорация», «глобальная корпорация»?

9. В чем заключаются сильные и слабые стороны широкого географического размещения ТНК?

10. В чем заключается ведущая роль американской школы менеджмента?

11. Какие суть и структура международного менеджмента?

12. Каково соотношение между национальной и международной моделями менеджмента?

13. Какая взаимосвязь существует между общим и международным менеджментом?

14. Чем принципиально отличается опыт американского и японского менеджмента?

15. Существует ли, на ваш взгляд, украинская модель международного бизнеса?

Терминологический словарь ключевых понятий

Вертикальная интеграция, геоцентризм, глобализация, экспорт, этноцентризм, интернализация, интернационализация бизнеса и менеджмента, кластер, локальное сборка и продажа, локальное складирования и продажа, лицензирование, международная организация, международный бизнес, международный менеджмент, мультинациональная организация, национальная школа бизнеса, пакет развития, полицентризм, сравнительный менеджмент, региоцентризм, общее предприятие, транснациональная корпорация, транснациональная организация, управленческие контракты, франчайзинг.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: