Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений,
или феодализм, зародился в III–VIII вв. в ряде государств Востока
и V–XI вв. – в странах Европы.
Существенной особенностью рассматриваемого периода является ее сугубо богословский характер.
В арабских странах – основные источники по изучению экономической мысли – Коран и учение Ибн-Хальдуна (1332–1406).
Коран освятил складывающееся в Аравии социальное неравенство и частную собственность. По Корану одно из пяти «столпов веры» – правильное поведение, которое обязательно включает благотворительность и добровольную милостыню.
Ибн-Хальдун – видный идеолог арабских государств средневекового периода. Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны налогов с доходов населения. Ибн-Хальдун выдвинул концепцию некой «социальной физики». Она имеет идеи и историко-экономические обобщения, такие, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, Ибн-Хальдун указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.
Фома Аквинский (Аквинат) (1221/25 – 1274) – великий богослов и философ Средневековья
Основные идеи Ф. Аквинского:
– делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании»;
– осуждает ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». В отношении торговли считал, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели;
– частную собственность считает необходимой: когда добро принадлежит отдельным людям – люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости;
– рассуждает о справедливой цене. В период Средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
1) справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
2)справедлива та цена, которая обеспечивает людям соответствующее их сословию благосостояние. Ф. Аквинский в своей теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», т.е. сообразно затратам труда и расходам (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни», т.е. процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.
Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей Средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.
Лекция 2
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ. ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
1. Сущность, особенности и этапы развития меркантилизма.
2. Историческое значение меркантилизма.
3. Экономическое учение физиократов.
4. Экономическая таблица Франсуа Кенэ.
Эпоха XVI–XVIII вв. была переходным периодом разложения феодализма и развития капитализма. С одной стороны, актуальными оставались вопросы феодального производства, способов внеэкономического принуждения крестьян. С другой стороны, происходило зарождение рыночной экономики, развитие мануфактур и мировой торговли, процесс первоначального накопления капитала, что требовало экономического обоснования.
С укреплением национальной государственности и развитием торговли появилось большое число экономических трактатов. Крупные коммерсанты, государственные деятели и люди науки обращались в них к власти со своими предложениями и требованиями, посвященными экономическим вопросам. Постепенно возникли школы меркантилистов и физиократов, что означало появление систематизированных экономических воззрений.
1. Сущность, особенности
и этапы развития меркантилизма
Первой школой экономической науки был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец), занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран с XVI до конца XVIII в.
Представители меркантилизма: в Англии – У. Стаффорд, Т. Мен, в Италии – Г. Скаруффи, А. Серра, во Франции – А. Монкретьен,
Ж.-Б. Кольбер, Дж. Ло.
Меркантилизм возник в эпоху великих географических открытий. В этот период происходит процесс перехода от натурального к товарному производству. Меркантилистская экономическая политика государства отражала интересы торгового капитала и содействовала развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. Его представители практически решали проблему первоначального накопления капитала. Меркантилизмом называется также экономическое учение, ставящее своей целью обосновать меркантилистскую экономическую политику. Предметом изучения экономистов-меркантилистов была сфера обращения.
Отличительные особенности меркантилистской школы экономической мысли:
– рассматривала деньги (золото и серебро) как абсолютную форму богатства и как искусственное изобретение людей;
– считала государство тем богаче, чем больше золота и серебра оно имеет;
– накопление богатства, по мнению меркантилистской школы, происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов;
– производительным является труд, который содействует увеличению денежного богатства страны, накоплению сокровищ;
– с целью обеспечения притока в страну золота и серебра обосновывала необходимость регулирования государством внешней торговли;
– считала, что рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
В развитии меркантилизма различают два этапа: ранний и поздний (развитый). Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в.
На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране.
Практическое осуществление меркантилистской политики на раннем этапе сводилось к следующим мероприятиям:
– запрещался вывоз денег из страны или только под строгим контролем государства;
– правительство занималось порчей золотой монеты своей страны, чтобы иностранные купцы не были заинтересованы в ее приобретении;
– торговать деньгами могло только государство;
– для торговли иностранными товарами в некоторых странах создавались «складочные места»: вырученные деньги иностранцы обязаны были тратить на покупку местных товаров;
– государство поощряло экспорт и сдерживало импорт готовой продукции с помощью тарифов и пошлин.
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в., хотя отдельные его элементы продолжали проявлять себя и в XVIII в. Основная идея позднего меркантилизма: система активного торгового баланса. Сущность данной системы заключалась в увеличении благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами. Государство богатеет за счет разницы между стоимостью экспорта и импорта. Для обеспечения максимальной величины этой разницы необходимо:
– вывозить готовые изделия и ввозить дешевое сырье;
– запретить ввоз предметов роскоши;
– заниматься посреднической торговлей: покупать дешевые товары в одной стране, продавать дороже в другой.
Следует упомянуть и о так называемом бумажно-денежном меркантилизме, представителем которого является Джон Ло (1671–1729). Рост предложения денег, по его мнению, снижает процентную ставку и дает толчок росту производства. Но в отличие от классических меркантилистов он считал, что деньги должны быть не металлические, а бумажные. Дж. Ло предусматривал для банков политику кредитной экспансии, т.е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег. Попытка Дж. Ло на практике реализовать свои идеи во Франции в начале XVIII в. окончилась крахом. Количество бумажных денег в стране стало резко увеличиваться, быстро выросли и цены. Поэтому Дж. Ло называют «отцом инфляции».