Тема «Развитие денежно- кредитной системы РФ в советский период.»

1. Мероприятия пролетарского государства по стабилизации денежного обращения.

2. Денежное обращение в период военного коммунизма.

3. Денежная реформа 1922-24 годов

4. Денежное обращение в конце 20х -30х годов

5. Денежная реформа 1947 года

6. Состояние денежного обращения СССР в 60-е годы

7. Реорганизация банковского дела на социалистических началах

8. Банковское дело в годы НЭПа

9. Банковское дело накануне кредитной реформы

10. Кредитная реформа 1930 - 32 гг.

11. Развитие банковского дела в предвоенный период.

12. Кредитные отношения в послевоенный период

1.Мероприятия пролетарского государства по стабилизации денежного обращения.

После перехода власти к Советам в области денежного хозяйства возникла первоочередная задача: использовать товарно-денежные отношения под контролем государства для восстановления разрушенной войной экономики и добиться укрепления денежного обращения, стабилизации рубля.

Для выполнения этой задачи были намечены следующие мероприятия:

− налаживание торговли с деревней;

− регулирование рынка и цен на промышленные и продовольственные товары;

− борьба со спекуляцией хлебом и другими дефицитными товарами;

− экономное использование государственных средств;

− сокращение выпуска и расходования наличных денег и развитие безналичных расчетов предприятий через Народный банк РСФСР.

− финансовая централизация;

− правильная постановка налогового обложения;

− введение трудовой повинности и регистрации имущих классов;

− обмен старых денег на новые деньги. «Храня запасы этих бумажек - говорил

В. И. Ленин, - буржуазия остается при экономической власти». Денежная реформа должна была помочь отнять у буржуазии эту власть. Каждый гражданин обязан был заявить об имеющихся у него деньгах. До определенной минимальной суммы предполагалось производить обмен 1: 1, а свыше этой суммы обменивать лишь часть. Реформа, по замыслу, носила конфискационный и классовый характер. Начавшаяся гражданская война и иностранная интервенция помешали проведению этой реформы.

2.Денежное обращение в период военного коммунизма.

В период гражданской войны и иностранной интервенции Советское правительство проводило политику, получившую название военного коммунизма.

Цель: обеспечить мобилизацию всех ресурсов страны - трудовых, продовольственных, товарных - и их прямое распределение в соответствии с потребностями военного времени.

Методы:

− продовольственная разверстка, т. е. сдача крестьянами государству всех излишков, а иногда и части необходимого для них продовольствия по твердой цене. Продразверстка была введена на хлеб, зерновой фураж, мясо, картофель, сельскохозяйственное сырье;

− замена товарообмена на продуктообмен;

− введение карточной системы (система риционирования);

− переход к натуральной оплате труда;

− отмена оплаты услуг оказываемых государством (транспортные перевозки, жилые помещения, коммунальные услуги, пользование почтой, телеграфом, телефоном и т.д.);

− изменение форм распределения общественного продукта. Вся продукция предприятий зачислялась в общегосударственные фонды. Для осуществления своей деятельности предприятия получали необходимые ресурсы из централизованных фондов.

− сужение сферы использования денег. Они использовались для начисления причитающейся зарплаты рабочим и служащим и выплачивались в совзнаках. Денежное довольствие выплачивалось личному составу Красной армии и их семьям. За наличные деньги совершались мелкие хозяйственно - операционные расходы предприятий.

В период военного коммунизма (1.06.18 по 1.01.21) денежная масса увеличилась в 26,7 раза. Покупательная сила рубля упала в 188 раз. Это было обусловлено: во-первых, огромным дефицитом бюджета, который возрос за этот период в 37 раз. Во-вторых, возникновением многочисленных самостоятельных эмиссионных центров на территории страны (местные органы Советской власти и правительства, сформированные на оккупированных территориях).

3. Денежная реформа 1922-24 годов

В марте 1921 года было принято решение перехода от политики военного коммунизма, которая оказалась не эффективной к НЭПу.

Новая экономическая политика (НЭП) предполагала следующие изменения в экономической политике государства:

− восстановление товарно-денежных отношений;

− замена продразверстки продналогом. Крестьянству было разрешено после уплаты налога излишки хлеба и других продуктов продавать на рынке;

− денатурализация хозяйственных отношений: восстановление товарообмена между городом и деревней, переход от натуральной оплаты труда к денежной, оживление торговли, перевод промышленных предприятий на хозрасчет.

Осуществить эти мероприятия можно было только при наличии устойчивого денежного обращения.

Экономических предпосылок для стабилизации рубля в стране не было, т. к. значительным был дефицит бюджета и в 1921 году был неурожай. Поэтому была принята программа по созданию предпосылок для проведения денежной реформы и укрепления рубля. С этой целью предполагалось осуществить следующие мероприятия:

− снизить дефицит бюджета за счет увеличения поступлений и сокращения расходов на базе жесточайшего режима экономии;

− увеличить товарообмен в стране;

− для упрощения расчетов провести две деноминации, т.е. уменьшить номинальное выражение вновь выпускаемых денежных знаков. В ноябре 1921 года было принято решение осуществить первую деноминацию. Вместо совзнаков РСФСР были выпущены рубли образца 1922 года, путем зачеркивания четырех нулей. В октябре 1922 года было принято решение о проведении второй деноминации, в результате которой было произведено зачеркивание еще двух нулей к выпуску 1922 года или 6 нулей к денежным знакам, находившимся в обращении до проведения деноминаций.

− восстановление золотого обеспечения денег. Была поставлена задача беречь золото, продавать его подороже, покупать на него товары подешевле;

− восстановление кредитной системы. В октябре 1921 года было принято решение о создании Государственного банка РСФСР.

В соответствии с декретом СНК от 11 октября 1922 года Государственный банк выпустил банкноты достоинством 1,2,3,5,10,25,50 червонцев. Золотое содержание червонца было установлено в 7,74234 г. чистого золота, т. е. приравнивалось к золотому содержанию старой дореволюционной десятирублевой золотой монеты. Закон об эмиссии устанавливал, что банкноты обеспечиваются не менее чем на 25% золотовалютными резервами, а остальная часть- легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами.

Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе и не использовался для покрытия дефицита бюджета. Размер эмиссии червонцев ограничивался потребностями товарооборота. Выдаваемые банковские ссуды должны были погашаться также в червонцах. Хозяйственный оборот повсеместно стал исчисляться в червонцах.

Одновременно наркомфин для покрытия дефицита бюджета выпускал совзнаки, поскольку к началу проведения реформы не было достигнуто полной сбалансированности бюджета. Параллельное обращение устойчивого червонца и совзнаков, которые обесценивались, создавало трудности. Существовала система двойной валюты, хромающая на совзнаковскую ногу. Кроме того, параллельное обращение банкнот и совзнаков подрывало основы хозрасчета, создавало предпосылки для спекуляции, снижало доходы населения, так как часть зарплаты выдавалась в совзнаках.

Большой спрос на червонцы в городе не позволял внедрить их в оборот деревни. Червонец был крупной купюрой, поэтому он не мог внедряться в сферы с низкой доходностью. Сельское хозяйство было не рентабельным из-за низких цен установленных государством на сельскохозяйственную продукцию. В итоге задерживался рост товарности крестьянского хозяйства и развитие товарно-денежных отношений в деревне.

Для повышения доходности бюджета были предприняты такие меры как: перевод предприятий на хозрасчет; восстановление местных бюджетов; укрепление органов финансового контроля; введение системы налогового обложения.

С целью привлечения денежных сбережений населения государство прибегло к размещению внутреннего государственного займа в натуральной и денежной форме. В 1922 году был выпущен хлебный займ. Облигации продавались на деньги, но выпускная сумма займа и стоимость облигаций выражалась в пудах ржи. Оплата облигаций проводилась по желанию их держателей - деньгами или хлебом после реализации урожая. Облигации принимались в уплату натурального налога. В ноябре 1923 года был выпущен сахарный заем.

Эти облигации были привлекательными для крестьян и охотно ими приобретались.

Благодаря осуществлению вышеназванных мероприятий к концу 1923 года в стране сложились благоприятные экономические условия. Сократился дефицит бюджета, торговый и платежный баланс страны имели активное сальдо, увеличился золотой запас страны, наметились позитивные результаты в восстановлении отраслей народного хозяйства. Поэтому было принято решение о завершении денежной реформы в 1924 году.

В этих целях было проведено четыре мероприятия:

5 февраля 1924 г. - в обращение были выпущены казначейские билеты 1,3,5 рублей золотом. Между казначейским билетом и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец = 10 руб.;

14 февраля 1924 г. - запрет печатания и выпуска совзнаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте;

22 февраля 1924 г. - предусмотрена чеканка и выпуск серебряных и медных монет советского образца;

7 марта 1924 г. - изъятие из обращения совзнаков путем их выкупа по курсу 1 руб. золотом за 50 тыс. денежных знаков образца 1923 года.

Отличие денежной реформы 1922-24 гг. в СССР от реформ европейских стран, проводившихся после первой мировой войны:

− проведение в короткие сроки;

− без использования внешнего займа;

− при небольшом запасе золота;

− отсутствие внешней государственной задолженности (после революции советская республика отказалась от внешних долгов имперской России);

− сосредоточение командных высот в области производства и обращения в руках государства.

Значение денежной реформы: создание устойчивой денежной системы положительно сказалось на всех отраслях народного хозяйства, способствовало развитию торговли между секторами экономики, способствовало развитию банковского дела, повысилась роль денег как орудия учета и контроля, деньги стимулировали сбережения и накопления в стране. Устойчивая валюта благоприятно сказалась на материальном благосостоянии граждан, способствовала успешной хозяйственной деятельности.

4.Денежное обращение в конце 20х - 30х годов

В этот период денежное обращение опиралось на устойчивый червонец. Госбанк СССР эмитировал червонцы под золото - валютные резервы и учтенные векселя предприятий. На внутренних и международных биржах червонец котировался по отношению к иностранной валюте и к золоту. Он свободно вывозился и ввозился из страны за границу. Устойчивость червонца Госбанк осуществлял через механизм валютной интервенции. Когда валютный курс червонца поднимался выше официального валютного паритета, Госбанк скупал валютные ценности на бирже, выпуская для этого дополнительные массы червонцев. В случае установления валютного курса ниже валютного паритета Госбанк выбрасывал на валютный рынок валютные ценности и скупал червонцы, добиваясь повышения курса червонца.

На товарных биржах действовали фондовые отделы, где свободно покупались и продавались иностранная валюта, золото, облигации государственных займов, краткосрочные обязательства Центрокассы Наркомфина, призванные выравнивать доходы и расходы бюджета. Из всех оборотов фондовых отделов валютные операции занимали 38% и 62% приходилось на долю облигаций государственных займов и обязательств Наркомфина. Биржи действовали в таких городах как, Москва, Ленинград, Харьков, Киев, Тбилиси, Батуми, Баку, Владивосток, Ростов -на - Дону, Ереван. Операции с иностранной валютой были сконцентрированы на трех биржах: Московской, Ленинградской и Харьковской. Продавцами иностранной валюты выступали предприятия-экспортеры и частные лица, а покупателями -предприятия-импортеры и частные лица.

Вплоть до 1925 года червонец оставался устойчивым, для поддержания его курса не требовалось больших затрат валютных ценностей. Однако ошибки, допущенные в экономической политике, обусловили отрыв червонца от его валютного паритета, что привело к понижению курса червонца на внутреннем рынке. Для стабилизации курса червонца Госбанк использовал валютную инт6ервенцию,но к весне 1926 года она не приносила ожидаемых результатов, и в марте 1926 года свободная купля-продажа валюты и золота была запрещена, был запрещен вывоз советской валюты за границу, а в 1928 году запретили и ввоз валюты в СССР, что фактически означало отрыв советской валютной системы от мировой. Частный валютный рынок в стране был ликвидирован.

Таким образом, рыночный механизм регулирования денежного обращения в 1928 году был ликвидирован. С этого момента наблюдается усиление административных, волевых начал в области организации денежного обращения. Основной акцент делается на развитие планирования денежного обращения.

В 1927 году Комитет по делам банков был передан в ведение Наркомфина, что по существу означало изменение ориентиров в области денежно-кредитной политики, поскольку общее руководство деятельностью кредитной системы было закреплено за Наркомфином, а оперативное руководство - за Госбанком. В результате стало возможным использование кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, эмиссия денег была поставлена в зависимость от потребностей народного хозяйства в кредитах, стала играть балансирующую роль при увязке доходной и раной частей кредитного плана.

Именно с этого времени наблюдается значительный рост кредитных вложений (с 1928 по 1933 годы кредитные вложения возросли в 2 раза), быстрыми темпами растет денежное предложение. Среднегодовые темпы прироста денежной массы оказались выше темпов прироста национального дохода, что обусловило инфляционные явления, и потребовало неотложных мер по укреплению денежного обращения.

В 1927 году началось постепенное упразднение касс наркомфина,а в августе 1928 года в Госбанке СССР было создано управление по кассовому исполнению государственного бюджета. Госбанк превратился в единый кассовый центр страны.

В августе 1930 года было принято постановление правительства, обязывающее Госбанк составлять кассовые планы. Кассовый план состоял из приходной и расходной части и составлялся по схеме:

приход расход
выручка от реализации товаров выплаты заработной платы
налоги и сборы оплата труда в колхозах
доходы по займам лесозаготовки и сплав
возврат ссуд по с\х кредиту сельскохозяйственные заготовки
расчеты со сберкассами прочие заготовки
паи и вклады потребительской кооперации хозяйственно-операционные заготовки
выручка кустарно-промысловой и жилищной кооперации выдача сельскохозяйственных ссуд наличными деньгами
коммунальные доходы расходы по займам
доходы от местного транспорта выплаты страховых премий
квартплата выплаты пособий по социальному страхованию
выручка ж.д. и водного транспорта расчеты со сберегательными кассами
расчеты с органами связи расчеты с органами связи
прочие поступления прочие расходы
переводы полученные переводы выплаченные
остаток кассы на начало операционного дня остаток кассы на конец планируемого периода

Однако полностью сбалансировать и отрегулировать денежное обращение с помощью кассового плана оказалось сложно, поэтому в 1931 году был введен контроль госбанка за расходованием средств на заработную плату. В 1938 году в Правлении Госбанка было организовано Управление кассовых операций, а кассовый план становился директивой в области денежного обращения и утверждался правительством вместе с другими народнохозяйственными планами.

Все учреждения Госбанка получали твердые задания на изъятие денег из обращения с последующим их перечислением в резервные фонды, а также твердые лимиты остатка наличных денег в оборотной кассе. Суммы денежной наличности, превышающие эти лимиты,к концу дня переводились в резервные фонды. Для подкрепления оборотных касс требовалось специальное разрешение вышестоящей конторы госбанка в пределах общего размера эмиссии, утвержденного в кассовом плане.

Снижение покупательной способности советской валюты привело к тому, что с 19 августа 1933 года курс червонца стал определяться к французскому франку (1 червонец = 13,15 франков). Золотое содержание советского рубля было установлено 0,176850 г. чистого золота.

Впоследствии франк был несколько раз девальвирован и червонец стал выражаться по отношению к доллару. с 19 июня 1939 года курс червонца к доллару составил: 1 $ = 5 руб. 30 коп., а золотое содержание рубля было установлено 0,167674 г. чистого золота.

5.Денежная реформа 1947 года

Предпосылки денежной реформы:

− промышленность достигла довоенного объема производства, возрос объем торговли, увеличились продовольственные ресурсы в руках государства;

− был ликвидирован бюджетный дефицит;

− отмена карточной системы и переход к торговле товарами и услугами;

− обмен старых денег на новые деньги в течение двух недель по курсу 10: 1;

− переоценка вкладов до 3 тыс. руб. без изменения по курсу 1:1; до 10 тыс. руб., с сумм превышающих 3 тыс. руб., по курсу 3:2; по вкладам превышающим 10 тыс. руб. по курсу 2: 1; средства на расчетных счетах предприятий переоценивались по курсу 5: 4;

− все займы пересчитывались в один займ по соотношению 3: 1, а займ 1938 года - 5: 1. Необходимость конверсии займов диктовалась тем, что основная сумма долга государства образовалась во время войны, когда покупательная способность рубля значительно упала. Кроме того, стране необходимы были ресурсы для финансирования затрат по восстановлению разрушенного войной хозяйства;

− с 1947 года Госбанк прекратил выпуск в обращение червонцев. Стал выпускать банковские, казначейские билеты и разменную монету.

− накопление товарных запасов позволило в марте 1948 года провести снижение розничных цен, а в 1949 году - второе снижение. В целом цены снизились на 29%.

− с 1 марта 1950 года курс рубля стал устанавливаться не на основе доллара, а на золотой основе. Золотое содержание рубля было установлено 0,222168 г. чистого золота. Курс рубля к доллару был установлен 1 доллар = 4 рубля. Это было обусловлено нестабильностью доллара, массовой девальвацией иностранных валют в итоге потребовался устанавливать курс рубля по отношению к иностранным валютам на основе из золотого паритета.

6.Состояние денежного обращения СССР в 60-е годы

С 1959 года правительство стало утверждать кассовый план и эмиссионный результат как в целом по стране, так и в разрезе союзных республик. С 1960 года Госбанк стал составлять годовые расчеты кассового плана.

Вместе с тем денежное обращение в стране оставалось напряженным, денежное предложение росло быстрыми темпами. Безналичный денежный оборот возрос в 6,9 раза, темпы кредитных вложений в 7,5 раза, товарооборот в 4,2 раза. Государство несло крупные издержки с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег.

В 1961 году была проведена денежная реформа. Денежные знаки обменивались по соотношению 10: 1. В 10 раз уменьшались оптовые и розничные цены, фонд заработной платы, оклады и тарифы. Курс рубля по отношению к валютам иностранных государств был повышен. Золотое содержание рубля было установлено 0,987412 г. чистого золота. Этим мероприятием государство привело в соответствие реального соотношения покупательной силы советского рубля и иностранных валют.

Осуществление данного мероприятия позволило значительно сократить денежную массу в обращении и удешевить все формы расчетов, снизить непроизводительные издержки по печатанию, перевозке и хранению денежных знаков.

Установление нового курса рубля дало возможность сопоставить мировые цены с ценами СССР, правильно определить рентабельность экспортных и импортных операций.

7.Реорганизация банковского дела на социалистических началах.

1.Реорганизация банковской системы на социалистических началах началась с захвата Государственного банка и принятия декрета о национализации коммерческих банков. Декрет о национализации объявлял банковское дело государственной монополией. Это означало:

− монопольное право государства на открытие новых банков, реорганизацию или закрытие действующих банков;

− прекращение деятельности акционерных коммерческих банков;

− создание Народного банка РСФСР на базе слияния Государственного банка и национализированных коммерческих банков, путем конфискации акционерных капиталов в январе 1918 года. Кроме этого чуть позже было осуществлено слияние казначейств и сберкасс с Народным банком;

− ревизия банковских сейфов и конфискация содержащихся в них активов в пользу государства;

− упразднение основных ипотечных банков (Дворянский и Крестьянский), а затем акционерных земельных банков. Советская власть декретом от 8 ноября 1917 года объявляла землю всенародным достоянием, она не могла быть объектом купли - продажи и залога, то ипотечные банки потеряли базу своего существования и деятельности. Все акции, закладные листы и облигации этих банков были аннулированы.

− кредитная кооперация вошла в состав Народного банка, за исключением финансового центра кооперации - Московского народного банка, который был национализирован. Акционерный капитал Московского народного банка не конфисковывали, а зачислили на счет кредитной кооперации в Народном банке РСФСР. Пролетарское государство оказывало кредитной кооперации финансовую и организационную помощь, используя ее для создания новых социалистических производственных отношений. С 1918 года Народный банк РСФСР руководил кредитной кооперацией и выдавал ссуды кооперативам.

Таким образом, в результате мероприятий по революционному преобразованию кредитной системы был создан единый Народный банк РСФСР, обслуживающий промышленность, торговлю, транспорт, сеть кредитных кооперативов. Основными операциями Народного банка являлись: кассовое, расчетное обслуживание хозяйства и кредитование под залог товаров и векселей.

В результате вышеназванных преобразований были заложены основы банковского дела советского типа, которое осуществлялось на следующих принципах, сформулированных Лениным и его соратниками:

− банк - это аппарат учета и контроля за производством и распределением общественного продукта в масштабе всей страны;

− обязанность хранения всеми предприятиями и организациями своих денег на счетах в банке;

− проведение операций по счетам клиентов под контролем банка;

− сосредоточение в банках всего денежного оборота;

− открытие филиалов Народного банка по всей стране;

− демократизация и доступность для масс банковских операций;

− централизация руководства банковским делом;

− введение единых правил совершения операций всеми учреждениями банка;

− проведение единой денежно-кредитной политики;

− классовой направленности. Это проявлялось в том, что при оказании банковских услуг льготами и поддержкой пользовались национализированные предприятия, бедняцкие хозяйства, производственные, снабженческо-сбытовые кооперативы. Препятствия в обслуживании создавались для частных фирм и компаний.

Целью банковского дела советского типа становилась не прибыль, а удовлетворение потребностей клиентов по классовому признаку.

8.Банковское дело в годы НЭПа

Возрождение товарно-денежных отношений обусловило восстановление кредитной системы. 7 октября 1921 года был учрежден Госбанк РАФСР (с 1923 г. Госбанк СССР), как хозрасчетное предприятие, подчиняющееся Наркомфину. Вначале создаются конторы и отделения банка в Москве и Петрограде, а затем в Харькове и Нижнем Новгороде.

Основная задача госбанка: содействовать кредитом и другими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также способствовать установлению правильного денежного обращения в стране. Госбанк становится эмиссионным центром страны, осуществляющим организацию и регулирование денежного обращения.

Хотя госбанк был учрежден как кредитное учреждение с широкими функциями для обслуживания всех отраслей хозяйства, вскоре появились проблемы которые он был не в состоянии решить. Во-первых, необходимо было развивать кредитные отношения в хозяйстве и с их помощью способствовать подъему торговли и экономики. Госбанк не располагал соответствующей сетью отделений по стране и необходимыми ресурсами, чтобы решить эту задачу. Во-вторых, необходима разветвленная банковская система для того, чтобы мобилизовать средства не только государства, но и кооперации, населения, частного сектора. Поэтому было принято решение об образовании наряду с госбанком сети других кредитных учреждений, контролируемых госбанком и при его доминирующей роли, содействующих сосредоточению свободных денежных средств для производственного использования, создание сети учреждений мелкого и локального кредита.

В результате реализации этой программы кредитная система стала включать следующие институты:

− отраслевые акционерные банки. Торгово-промышленный банк СССР (Промбанк), общество «Электрокредит» (Электробанк), Российский коммерческий банк (Внешторгбанк). Промбанк способствовал развитию промышленности, торговли, и транспорта, занимая второе место после госбанка по объему операций. Электробанк финансировал программу по электрофикации страны. Внешторгбанк содействие развитию внешней торговли и осуществление кредитно-расчетного обслуживания.

− кооперативы и ссудосберегательные товарищества. Начали создаваться уже в первые месяцы 1922 года. Затем для обслуживания потребительской кооперации был создан Банк потребительской кооперации (Покобанк),задача которого состояла в кредитовании кооперативной торговли, вытеснении частного капитала из товарооборота. Постепенно в сферу обслуживания Покобанка были включены промысловая, рыболовецкая и др. кооперации. Поэтому в 1923 году он был преобразован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), обслуживающий все виды кооперации.

− Центральный сельскохозяйственный банк. Создан в феврале 1924 года и объединил банки,кредитные учреждения, обслуживающие село. Цель деятельности банка - развитие сельскохозяйственного кредита, который будет способствовать созданию и развитию ряда кооперативов, бедняцких и середняцких хозяйств, через дешевое кредитование затрат по покупке сельскохозяйственных орудий и другие цели.

− коммунальные банки. Создаются с января 1923 года для кредитования жилищного и культурно-бытового строительства. С 1925 года систему коммунальных банков возглавил Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк СССР).

− региональные банки. Украинбанк, Дальневосточный и Среднеазиатский банки

− частные банки. Общество взаимного кредита. Кредитование частного сектора и торговли на коммерческих условиях.

Главным звеном кредитной системы являлся госбанк. Он обладал самым большим числом отделений, имел наибольшую сумму привлеченных ресурсов и кредитных вложений, проводил единую на территории страны кредитно-денежную политику. С этой целью в его составе в 1924 году был сформирован Комитет по делам банков, который занимался координацией деятельности банковского дела в стране.

Общая сеть банковских учреждений на 1.10.26 г. характеризовалась следующими данными: 28 акционерных коммерческих банков,112 кооперативных банков,194 коммунальных банка,211 сельскохозяйственных банков и 280 обществ взаимного кредита.

Ресурсная база банков формировалась за счет собственных и привлеченных средств. Все банки стремились привлечь к себе клиентов из различных сфер народного хозяйства. Это порождало конкуренцию между ними и тем самым достигалось определенное страхование деятельности банков от конъюнктурных колебаний рынка.

Борьба за клиентов проводилась с помощью гибкой процентной политики банков по пассивным и активным операциям. Банки назначали высокие проценты по вкладам, привлекая свободные денежные средства предприятий, а с другой стороны предоставляли льготы вкладчикам при кредитовании.

Вместе с тем, предоставляя высокие проценты по вкладам, банки должны были обеспечить высокорентабельное размещение ссужаемых средств. Поэтому существовал серьезный отбор клиентуры, изучалось их финансовое состояние, осуществлялся строгий контроль за их деятельностью.

Вклады на текущих счетах банков на 1.10.26 г. характеризовались следующими данными:

№ п\п Наименование банка Размер вкладов
    млн. руб. уд. вес (%)
  Госбанк 470,6  
  Промбанк 189,2  
  Электробанк 15,8 1,6
  Внешторгбанк 30,9 3,1
  Украинбанк 21,6 2,1
  Всекобанк 55,8 5,7
  Среднеазиатский банк 4,9 0,5
  Дальневосточный банк 5,5 0,6
  Коммунальные банки 188,3 19,4
  Всего 982,6  

Таблица составлена по данным журнала Деньги и кредит.-1989.-№3.-с.72

Формы и виды кредитов, получившие наибольшее развитие в данный период, были следующие:

коммерческий кредит - выдавался в товарной форме продавцами покупателю товара в виде отсрочки платежа. Долговое обязательство оформлялось векселем. На векселе делалась передаточная надпись. Это позволяло владельцу векселя или расплатиться векселем, т. е. использовать его как средство платежа, или получить в банке кредит под залог векселя. Вексельное обращение было основой денежного обращения, т. к. червонцы эмитировались Госбанком в процессе учета векселей или покупки иностранной валюты и золота на внутреннем рынке. Кроме того, банковское кредитование опиралось на залог и учет векселей. Поскольку в банк для учета предъявлялись не только товарные, но и нетоварные (финансовые, авансовые, бронзовые векселя), то это способствовало неплановому росту денежного предложения, перекредитованию народного хозяйства, дестабилизации денежного обращения. Так,в 1929 году в некоторых районах 40% вексельной эмиссии приходилось на долю нетоварных векселей, несмотря на то что выдача нетоварных векселей запрещалась законом. Устойчивость вексельного обращения предполагала соблюдение условия: при неуплате долга вексель опротестовывался. Протест векселя давал право кредитору,без обращения в суд, приступить к принудительному взысканию долга, наложению ареста на имущество должника и его распродаже. Все это приводило к банкротству и прекращению деятельности должника. Поскольку имущество советских предприятий не могло быть обращено на погашение долга, то это обстоятельство делало их ответственность весьма ограниченной. Именно в этом обстоятельстве многие экономисты видели в то время доказательство того, что вексель как экономическая форма расчетов изжил себя. Удельный вес коммерческого кредита в общей массе краткосрочных кредитов в 1925-27 гг. составлял 60-65%,а к концу 1929 года сократился до 30-35%. Коммерческий кредит подвергался критике в конце 20х и начале 30х годов по следующим мотивам:

• порождает косвенное банковское кредитование;

• создает затруднения в планировании кредитов;

• препятствует определению размера кредитных вложений;

• приводит внеплановому перераспределению оборотных средств;

• мешает превращению банков в единый расчетный центр;

• противодействует прямому планированию денежного обращения. На основе вышесказанного, делались выводы о необходимости ликвидации коммерческого кредита как формы, не соответствующей социалистическому стилю хозяйствования.

прямой банковский кредит. Выдавался банков в денежной форме. Косвенный характер банковского кредитования проявлялся в том, что во взаимоотношениях между поставщиком и покупателем кредит был необходим покупателю, чтобы расплатиться с поставщиком, а банк выдавал кредит поставщику под вексель полученный от покупателя. Таким образом, банк косвенно кредитовал покупателя. Кроме того банки на основе вексельного оборота предоставляли такие услуги, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, срочные ссуды под залог веселей. Развитие кредитной системы было неразрывно связано с прямым целевым кредитованием государственных и кооперативных предприятий. Кредиты выдавались на заготовку и под запасы хлеба, кожи, хлопка, товаров.

9.Банковская система накануне кредитной реформы

В деятельности банков второй половины 20-х годов наметились тенденции, которые не соответствовали задачам плановой экономики.

В этот период решалась задача индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Для их решения необходимо было изыскать и мобилизовать значительные ресурсы и направить на развитие тяжелой промышленности. Решались эти задачи административно - командными методами, а в результате создания банковского дела в годы НЭПа, в деятельности банков наблюдались элементы рыночных отношений. В итоге рыночные методы пришли в противоречие с административными методами хозяйствования. В стране развернулась дискуссия, какой быть банковской системе.

В данный период функции и клиентура отраслевых банков не имели четкого разграничения. Допускался параллелизм в кредитовании, одно и тоже предприятие могло получать ссуды одновременно в разных банках.

Это затрудняло контроль банка за деятельностью клиента.

В деятельности банков возникала конкуренция, борьба за привлечение вкладов, появлялось стремление открыть как можно больше филиалов в городах, где расположены крупные хозорганы, чтобы привлечь на хранение средства. Все это приходило в противоречие с укреплением плановых начал в использовании банковских ресурсов, государственным управлением денежными потоками в стране.

В июне 1927 года было принято постановление о принципах построения кредитной системы. Оно предусматривало:

− усиление государственного централизованного руководства банками;

− закрепление за Госбанком СССР руководящей роли по отношению ко всем прочим кредитным учреждениям;

− регулирование деятельности кредитной системы сохранялось за Наркомфином СССР, а исполнительская функция возлагалась на госбанк;

− строгое разграничение клиентуры между банками;

− предприятия и организации имели право хранить средства только в одном банке, в котором они могли получать кредит;

− каждому банку были определены отрасли хозяйства, которые он имел право обслуживать. Так, госбанк - должен быть кредитовать наиболее крупные промышленные предприятия, государственные торговые организации, транспорт, кредитные организации и т.д.

Меры, предпринятые в соответствии с постановлением, до конца не устранили параллелизм в банковском деле. Это проявлялось в том, что одну часть торговли кредитовал госбанк, а другую - торгово-промышленный банк. Поэтому в 1928 году было проведено дальнейшее разграничение функций между банками. Торгово-промышленный банк был объединен с Электробанком и был создан Промбанк- для долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства.

Краткосрочные пассивы и краткосрочные обязательства этих банков были переданы госбанку. В свою очередь госбанк долгосрочные пассивы и долгосрочные обязательства передал Промбанку.

Усилилась роль Госбанка в кассовом обслуживании народного хозяйства. С 1928 года госбанк стал заниматься исполнением бюджета, а приходно-расходные кассы наркомфмна были ликвидированы. Через Госбанк стала осуществляться значительная часть расчетов между поставщиками и покупателями; при этом значительная часть расчетов осуществлялась безналичным путем,т.е. путем записей по счетам. Расширяются расчеты путем зачета встречных требований.

Сельскохозяйственный кредит и его банковская сеть значительно расширились. На 1 октября сеть сельскохозяйственных кредитных учреждений насчитывала 140 организаций, в том числе, республиканские сельскохозяйственные банки и общества сельскохозяйственного кредита с филиалами.

Политика этих банков была направлена на развитие бедняцких и середняцких хозяйств и вытеснение кулаков, объединение крестьян в колхозы, укрепление и поддержка колхозов, содействие выполнения программы по коллективизации сельского хозяйства.

10.Кредитная реформа 1930 - 32 гг.

Необходимость кредитной реформы была обусловлена отходом от рыночной экономики и ориентацией на плановую экономику. Необходимо было создать условия кредитования и расчетов, адекватные плановой экономике,создать новый тип банковской системы - советский одноуровневый тип банковского дела.

В результате осуществления кредитной реформы были проведены следующие мероприятия:

− ликвидация коммерческого кредитования и замена его прямым банковским кредитованием;

− внедрение новых форм безналичных расчетов и отмена вексельной формы расчетов;

− сосредоточение всего процесса краткосрочного кредитования в госбанке;

− установление единых принципов кредитования;

− разделение сферы функционирования собственных и заемных средств соцпредприятий;

− разграничение функций между госбанком и специальными банками долгосрочного кредитования.

Недостатки первого этапа кредитной реформы:

− у предприятий завершивших переход на хозрасчет не были сформированы оборотные средства;

− сфера использования собственных и заемных средств была обезличена, и банковский кредит превращался в форму финансирования;

− банковские работники оказались неподготовленными к новой технике совершения банковских операций, не справлялись с обработкой платежных документов;

− автоматизм в кредитовании и расчетах. Предприятия получали кредиты под план. Предприятие -поставщик, отгрузившее товар покупателю, сразу получало в банке на свой счет всю стоимость отгруженной продукции. Счета поставщиков немедленно оплачивались банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика и не зависимо от его согласия. Автоматизм в расчетах сопровождался автоматизмом и при кредитовании. Заемщику был открыт контокоррент, с которого списывалась вся стоимость счетов за товарно-материальные ценности и на который поступали все денежные средства, причитающиеся клиенту. Банк автоматически покрывал весь разрыв в платежном обороте предприятия за счет кредита. Установленный лимит задолженности по кредитам, мог быть, автоматически превышен без соответствующего анализа причин превышения. Автоматизм в кредитовании привел к накоплению излишних и ненужных товарно-материальных ценностей, вызывал нарушение принципов хозрасчета.

В 1931 году были внесены коррективу в практику проведения кредитной реформы, направленные на устранение автоматизма при кредитовании и расчетах:

− вводилась акцептная форма безналичных расчетов, предполагающая согласие плательщика на оплату;

− поставщику предоставлялся кредит под расчетные документы в пути, компенсирующий отвлечение средств в расчеты, на срок документооборота до получения средств от плательщика.

− в практику стали внедряться аккредитивная форма расчетов и расчеты по особым счетам, гарантирующие оплату средств поставщику;

− кредитование осуществлялось в пределах лимитов;

− в практику кредитных отношений внедрялись санкции за нарушение оценочных показателей;

− серьезные изменения в механизм кредитования были внесены 23 июля 1931 года. В итоге оборотные средства в пределах постоянной величины финансировались за счет собственных средств, а временная потребность в средствах - за счет кредитов банка. Объектами кредитования являлись производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные, товары сверх норматива. Вместо контокоррента предприятиям открывались два счета - расчетный и ссудный.

− кредитные отношения должны осуществляться на основе следующих принципов: целевой характер, срочность, возвратность, обеспеченность

− реорганизация специальных банков в области долгосрочных вложений. Финансирование капитальных затрат стали осуществлять четыре банка: промбанк, сельхозбанк, всекобанк, цекомбанк. В их задачи входило финансирование капитальных вложений, мобилизация средств на капвложения, организация контроля за их правильным и целевым использованием.

Итоги реформы:

− госбанк превратился в единый центр краткосрочного кредитования, расчетов, кассовый и эмиссионный центр страны;

− ликвидация коммерческого кредитования и автоматизма в кредитовании укрепили позиции госбанка как аппарата учета и контроля;

− сформулированы принципы кредитования, контроля рублем, кредитного планирования и регулирования денежного обращения.

− кредитная реформа отражала проявившиеся в конце 20х годов противоположные тенденции к централизации управления, к слиянию кредитной системы с финансами отраслей, стремлению предприятий к самостоятельности; тенденция к слиянию кредитной системы с финансами предприятий проявилась в том, что предприятия были переведены на хозрасчет формально, не получили собственные оборотных средства в достаточном количестве. Преимущественное кредитование по контокорренту привело к обезличиванию собственных и заемных средств.

− с помощью автоматического кредитования и расчетов намечалось достичь замены коммерческого кредитования прямым банковским, ликвидировать внеплановое перераспределение средств, подчинить все хозяйственные процессы плану. Однако кредитные вложения за 1930 год возросли в 2 раза, в то время как объем производства и товарооборота возрос на 27%, что отрицательно повлияло на устойчивость советской валюты.

− получателями кредитов стали предприятия, а за бывшими синдикатами было сохранено право перераспределения выделенных кредитных ресурсов отрасли, в чем проявлялась тенденция к централизации управления.

− кредитная реформа была логическим элементом становления экономического механизма, построенного на основе централизма. Прямой банковский кредит, заняв монопольное положение в кредитных отношениях, стал составной частью системы управления экономикой страны;

− в результате кредитной реформы произошло жесткое отделение краткосрочного кредита от долгосрочного кредита. Весь краткосрочный кредит был сосредоточен в Госбанке, а долгосрочный сконцентрирован в спецбанках, в функции которых входило не только кредитование,но и финансирование капитального строительства, а также контроль за целевым использованием выделяемых централизованных средств. Поскольку основным источником финансирования являлись бюджетные средства, а не средства предприятий, привлекаемые во вклады, то спецбанки стали играть пассивную роль в обслуживании денежного оборота, утрачивая признаки кредитного института и превращаясь в структурное подразделение финансовой системы.

11.Развитие банковского дела в предвоенный период.

В 1935 году была внедрена система инкассо при акцептной форме расчетов согласно которой обязанность контроля за своевременностью взыскания платежа переходила от поставщика к банку; широко внедряются расчеты путем зачета взаимных требований; совершенствуется акцептная форма расчетов: начинает применяться не только по иногородним, но и одногородним расчетам, продлен срок акцепта до 3 дней, а срок платежа вместо 48 часов продлен до 10 дней.

1933 году торговле стали предоставляться не только сезонные кредиты под сверхплановые остатки, но и кредитование товарных запасов на долевых началах по обороту. Опыт кредитования показал, что кредитование по обороту можно распространить и на отрасли с несезонным характером производства;

с 1939 года кредитование по обороту постоянных запасов товарно-материальных ценностей применяется в тяжелой промышленности. Причем раздельное кредитование незавершенного производства и готовой продукции сменяется в 1941 году кредитованием по обороту всех стадий, начиная с момента покупки сырья и завершая реализацией продукции.

в практику кредитования все больше внедряется специальный ссудный счет;

совершенствуются методы банковского контроля. Была попытка увязать банковский контроль и кредитные санкции с выполнением предприятиями оценочных показателей. Важным требованием явилось соблюдение кредитоспособности. Однако это были первые шаги по внедрению в кредитную практику дифференцированного подхода.

12.Кредитные отношения в послевоенный период

Послевоенный период в области кредитных отношений характеризуется повышением роли кредита и кредитной системы, совершенствованием кредитного механизма, усиление контроля рублем за производством и распределением.

В течение первой послевоенной пятилетки объем краткосрочных кредитных вложений вырос в 2,5 раза. В этот период 46% кредитных вложений направлялись в промышленность. Из них более половины направлялось в легкую и пищевые отрасли. Увеличились кредитные отношения банка с торговыми предприятиями. С помощью кредитов укреплялась материально-техническая база сельскохозяйственного производства, чему способствовало кредитование совхозов и колхозов. Основными объектами кредитования являлись:

− кредиты на расширение действующих предприятий;

− кредиты на организацию новых производств по выпуску товаров для населения;

− кредиты на механизацию трудоемких и тяжелых работ;

− кредиты на совершенствование технологии производственных процессов;

− кредиты по текущему обороту;

− кредиты под несезонные запасы товаров;

− кредиты на закупки сельскохозяйственных продуктов;

− долгосрочные кредиты на строительство производственных помещений;

− кредиты на покупку скота;

− кредиты на мелиорацию, полезащитные насаждения и др. цели.

Принципиальные изменения в развитие кредитно-расчетных отношений внесло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 года «О роли и задачах Государственного банка СССР.»

Этим постановлением перед Госбанком СССР были поставлены следующие задачи:

− улучшение методов кредитования и расчетов;

− развивать кредитование по расширению действующих и организации новых производств по выпуску товаров широкого потребления;

− осуществление подлинного контроля за выполнением планов и соблюдением режима экономии;

− ограничивать эмиссию потребностями роста оборота наличных денег;

− осуществлять строгий контроль за соблюдением режима кассовой и эмиссионной работы в учреждениях госбанка;

− ужесточить контроль за предприятиями, не выполняющими оценочные показатели (план накоплений, задания по себестоимости, перерасходы по заработной плате);

− усилить контроль за состоянием запасов материальных ценностей, не допуская излишних и ненужных запасов

В соответствии с этими задачами предусматривались изменения:

в области кредитования. Были утверждены новые правила долгосрочного кредитования колхозов, расширен перечень мероприятий, на которые выдаются ссуды, удлиненны сроки их использования. Форма косвенного кредитования колхозов через заготовительные организации на основе договоров контрактации была заменена прямым банковским кредитованием производственных затрат колхозов;

в области расчетов. Получают развитие децентрализованные зачеты, широкое применение получают плановые платежи, расчеты чеками за материальные ценности и услуги; Была введена очередность платежей к расчетному счету по экономическому признаку вместо действовавшей календарной очередности:

-платежи по зарплате, платежи в бюджет и платежи по госстраху;

-платежи за товарно-материальные ценности и услуги;

-взносы амортизации и прибыли на капитальное строительство;

-платежи по ссудам банка;

-все другие платежи

в области контроля за расходованием средств на заработную плату. Фонд зарплаты, относящийся к промышленно-производственному персоналу стал пересчитываться на % выполнения плана производства; введено возмещение перерасхода фонда зарплаты за счет экономии,достигнутой в последующих месяцах. Контроль за расходованием средств на зарплату распространялся на промышленные, государственные сельскохозяйственные предприятия и транспорт;

в области контроля. введение дополнительного принципа кредитования - дифференцированный режим при кредитовании. Суть его состояла в том, что на основе оценочных показателей (выполнение плана, результат хозяйственной деятельности, сохранение собственных средств) предприятия делились на хорошо работающие и плохо работающие. Хорошо работающим предприятиям предоставлялись льготы: кредит на временные нужды, кредит на зарплату без получения гарантии вышестоящих органов. Плохо работающие предприятия переводились на особый режим кредитования: жесткие условия получения кредитов, и более жесткий режим расчетов и как крайняя мере объявление кредитуемых предприятий банком неплатежеспособными. В этом случае прекращалась выдача всех видов ссуд, досрочно взыскивались ранее предоставленные кредиты, предприятия исключались из состава участников зачета взаимных требований.

В области реорганизации банковской системы. 7 апреля 1959 года было принято решение о реорганизации Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков и передача их функций государственному банку и Промышленному банку, который был преобразован в Стройбанк. В 1963 году система гострудсберкасс передана в ведение госбанка СССР, что позволило сконцентрировать кредитные ресурсы, эффективнее их использовать и принять меры по развитию сберегательного дела.

В итоге этих преобразований Госбанк СССР стал выполнять следующие операции:

− организация и регулирование денежного обращения в стране;

− привлечение свободных денежных средств предприятий, организаций и населения;

− краткосрочное и долгосрочное кредитование;

− организация расчетов в народном хозяйстве;

− выдача средств на капитальный ремонт;

− финансирование капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий;

− кассовое исполнение государственного бюджета;

− организация и проведение международных расчетов;

− кредитование внешней торговли;

− операции с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

За Строй банком СССР были закреплены следующие операции:

− финансирование капитальных вложений и операционных расходов предприятий;

− финансирование затрат по капитальному ремонту основных средств строительных, проектных, геологических организаций;

− привлечение средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений, операционных расходов и капитального ремонта;

− краткосрочное и долгосрочное кредитование;

− организация расчетов в строительстве;

− финансирование строительства;

− кредитование затрат по техническому содействию иностранным государствам на основании решений правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: