Методы получения данных о состоянии рынка

Для получения информации в маркетинге используются следу­ющие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация дан­ных (эксперимент представляет только специфический план исследований). Выбор конкретного метода зависит от цели, исследу­емого признака и носителя этого признака (человек, предмет).

1.Опрос. Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распростра­ненная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.

Опросы разделяются:

· по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предпринима­тели и др.);

· по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или груп­повое интервью);

· по количеству тем, входящих в опрос: одна или несколько (омнибус);

· по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

· по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на ко­торые заключается в выборе одного из приведенных вариантов.

Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С дру­гой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

2. Наблюдение. Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:

· служит определенной исследовательской цели;

· проходит планомерно и систематически;

· систематически отмечается и служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов;

· подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.

Спомощью опроса можно выявить мнения, представления, знания людей. Все эти субъективные обстоятельства закрыты для наблюдения. Однако объекты, например продукты, входящие в ассортимент, пове­дение, последствия поведения, могут быть охвачены с помощью на­блюдения.

Можно выделить следующие формы наблюдения:

1. по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым — это означает, что процессы проходят в естественной обста­новке (магазин, у витрины), или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации.

2. по месту наблюдающего различают:

· процесс с непосредственным участием исследователя,

· наблюдение со стороны;

3. по форме восприятия объекта можно выделить:

· персональное на­блюдение (непосредственно наблюдающим),

· неперсональное — через приборы или с помощью регистрации следов поведения;

4. по степени стандартизации различают:

· стандартизованное,

· сво­бодное наблюдение.

3. Эксперимент. Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых пере­менных влияет на одну (или многие) зависимую переменную. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест про­дукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка).

Лабораторные эксперименты позволяют контролировать посто­ронние факторы. Полевые эксперименты проходят в реальных ус­ловиях, но не исключают неконтролируемых посторонних воздействий. В классическом смысле эксперимент можно определить как порядок исследования.

4. Панель. Сбыт продукта постоянно колеблется вследствие действий конку­рентов и изменения предпочтений потребителей. Поэтому часто бывает недостаточно провести изучение рынка один раз. Необходимую инфор­мацию можно получить с помощью неоднократного опроса интересу­ющей группы покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе предприятий. Подобный метод исследования рынка получил название «панель».

Панель имеет следующие основные признаки:

· предмет и тема исследования постоянны;

· сбор данных повторяется через равные промежутки времени;

· постоянная (с определенными оговорками) совокупность объектов исследования—домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители. На практике образовался с течением времени целый ряд различных видов панели.

Потребительская панель основана на методе опроса. Участники панели (домашние хозяйства, отдельные персоны) получают от организации, проводящей исследование, опросные листы и должны их периодически заполнять, указывая, как правило, вид, упаковку, фирму-производителя, дату, стоимость, количество и место покупки товара.

Панель как метод исследования имеет методические и практические проблемы. Наиболее существенные заключаются в трудностях с обеспечением репрезентативности. Первая сложность состоит в выборе необходимых объектов и получении их согласия на сот­рудничество. Дальнейшие, до сегодняшнего дня не решенные проблемы проявляются в «смертности» панели и в специфическом «эффекте панели». «Смертность» потребительской панели заключается в отказе участников от сотрудничества, в смене места жительства, в физиче­ской смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. Для уменьшения негативного влияния этого процесса участники панели получают обычно небольшое вознаграждение.


Рис.4.13 Виды панели


ТЕМА КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: