Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах

^ 4.1. История и масштабы развития общественного сектора в развитых странах. Концепция «эффективного государства»

Историю развития государственного сектора в развитых странах (с середины 20 в. до начала 21 в.) можно условно разделить на несколько этапов: 1) после 2 мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора); 2) середина 1970-х-конец 1990-х («минималистское государство», наименьший уровень развития); 3) начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного сектора, рост производства социальных и экономических услуг).

Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важные идеи:

Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту

В истории рыночной экономики 19-20 веков в целом наблюдается усиление экономической роли государства. Об этом свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (см.рис.4.1). Следует отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90 годы 20-го века, когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы 20 века доля госрасходов в ВВП этих стран составляет около 20%, то в 2000 году она выросла до 49%, а в Великобритании – до 50%. В России – 28% ВВП в 2000 году.

Рис.4.1. Государственные расходы в развитой рыночной экономике.

^ 4.2. Различия в уровне развития общественного сектора и его модели.

Экономическая роль государства значительно различается по группам стран в зависимости от уровня экономического развития.

В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляет 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов наиболее низок – 25% от ВВП.

Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами - группа стран с переходной экономикой. Доля госрасходов в ВВП этих стран = 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 90-х годов.

Также можно выделить модели госсектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения.

Условно по этим критериям можно выделить 4 модели госсектора экономики: 1) социалистическую; 2) скандинавскую; 3) латиноамериканскую; 4) либеральную

Рис. 4.2. Модели государственного сектора экономики

Степень огосударствления произ-водства и внешнеторговых ограничений

Высокая

Низкая

Объем производства общественных благ и трансфертов

Высокий

Социалистическая (например, СССР)

Скандинавс-кая (напри-мер, Швеция)

Низкий

Латиноамериканская (например, Бразилия)

Либеральная (например, Сингапур)

Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточное положение.

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общественном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики:

найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

Статистика 17 стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствует о том, что с 1870 по 1995 гг. отношение государственных доходов к общему ВВП увеличилось с 10 до 43%. Общая занятость в государственном секторе по этим странам выросла с 2,4 до 18,4%

Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России.

^ 5.1. Необходимость и проблемы трансформации общественного сектора в переходной экономике России.

Как было уже сказано выше, существуют разные модели госсектора экономики. Одна из них – социалистическая - предполагает высокую степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений, а также высокий объем производства общественных благ и трансфертов. Такая модель экономики существовала долгое время в нашей стране и других социалистических странах. В государственном секторе экономики в начале 90-х годов производилось более 90% ВВП страны.

Становление развитой рыночной экономики в странах, хозяйство которых ранее было плановым, предполагает формирование современного общественного сектора. По способу функционирования социалистическое государственное хозяйство принципиально отличалось от общественного сектора рыночной экономики. Первое в определенном смысле самодостаточ-но; по крайней мере, теоретически оно способно существовать в отсутствие частного сектора. Второй мыслим только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий и опосредующий его развитие. Первое оперирует прежде всего директивными планами, главное место и которых занимают натуральные, а не финансовые характеристики; что касается цен, то они фигурируют в роли элементов плана и непосредственно устанавливаются государством. Второй проявляет себя главным образом через финансовое взаимодействие с частными предприятиями и организациями; его инструменты — это в первую очередь налоги и государственные расходы, а влияние на темпы и пропорции развития экономики обеспечивается преимущественно через корректировку (чаще всего косвенную) рыночных цен. Механизмы функционирования общественного сектора рыночной экономики не могут быть унаследованы от планового хозяйства. Поэтому в переходный период они формируются, по существу, заново. Наследуются ресурсы, но не институциональное устройство общественного сектора, предприятия и организации, сохраняющиеся в собственности государства, постепенно адаптируются к рыночным условиям. Создается новая налоговая система. Меняются структура и механизмы расходования общественных средств. Таким образом, в переходный период государственное хозяйство не просто "сжимается" в связи с передачей многих объектов в частную собственность. Оно коренным образом преобразуется. Рационально осуществить эти преобразования можно, лишь располагая знаниями о характере процессов, протекающих в

общественном секторе рыночной экономики, и специфическим инструментарием анализа и прогнозирования этих процессов. Трудности, с которыми столкнулась наша страна при переходе к рыночной экономике, нашли, пожалуй, наиболее концентрированное выражение в состоянии государственных финансов. В конечном счете оно определялось неадекватностью новым условиям той структуры хозяйства, которая была унаследована от прошлого, просчетами в проведении реформ (в частности, фактическим отсутствием последовательной микроэкономической политики), перманентной социальной напряженностью, неудовлетворительным распоряжением государственной собственностью, а также многочисленными недостатками в работе государственного аппарата. Эти и ряд других факторов не позволяли, с одной стороны, предотвратить быстрое сокращение доходов государства, а с другой — уменьшить в такой же мере его расходы.

.Как видно из табл. 5.1., разрыв между государственными расходами и доходами сократился к середине 1990-х гг. Однако это было достигнуто в большой степени двумя путями: ограничив денежную эмиссию, за счет которой ранее покрывался разрыв, государство, с одной стороны, стало все чаще нарушать свои обязательства по отношению к организациям и работникам бюджетной сферы, а с другой — прибегло к массированным внутренним и внешним заимствованиям. В конечном счете это привело к августовскому кризису 1998 г.

Отечественный опыт 1990-х гг. со всей убедительностью показал, что построение рыночной экономики не сводится к предоставлению индивидам и предприятиям права свободно заключать сделки. Отсутствие отвечающего современным требованиям общественного сектора (речь идет о государственных финансах, системе регулирования и правоприменения, социальной защите и т. д.) обрекло частный сектор на деформации и неэффективность, а экономику в целом — на застой. Реформирование общественного сектора в нашей стране в значительной мере подменялось его сокращением. Между тем вопрос об оптимальных масштабах общественного сектора, по сути, имеет смысл лишь в контексте вопроса о его качестве. Именно качественное состояние общественного сектора имеет определяющее значение для хода российских реформ.

^ 5 .2. Доля общественного сектора в современной экономике России.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах госсектора (2007):

государственные и муниципальные предприятия составляют 9,2% общего числа предприятий

на государственных предприятиях работают 33% всех занятых в народном хозяйстве

количество государственных и муниципальных учреждений – 413 602

число федеральных государственных предприятий 149 285

стоимость основных фондов государственной формы собственности 24% от общей стоимости всех фондов

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990-х годов, когда в госсекторе производилось более 90% ВВП страны.

В России приватизация началась с 1992 года. На первом ее этапе (с октября 1992 г. по июль 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. С 1 июля 1994 года был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

Очевидно, что в России государственная собственность еще долго сохранит свою значимость и функцию опорного звена хозяйственной цепи. Это относится, прежде всего, к энергетике, транспорту, производству оборонной продукции и некоторым другим отраслям, работающим в интересах всего государства. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Дальнейшего обсуждения и разработки заслуживает проблема размеров государственного сектора экономики в переходный период. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственный сектор экономики не создает достаточных стимулов к снижению издержек, хозяйственной рациональности, высокой рентабельности. В целом государственный сектор экономики в большинстве стран служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: