И эффективность экономики

Курс

Экономика общественного сектора

И.Н. Баранов

Т.В. Костеева

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР

В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Текст лекции


Введение

Переход от плановой к рыночной экономике требует не только развития частного сектора, но и переосмысления роли государства в экономике. От простых “маргинальных” рецептов минимизировать или максимально увеличить общественный сектор российские экономисты постепенно переходят к детальному обсуждению проблем общественного сектора, подчас более сложных, чем проблемы развития частного сектора. Какие функции должно выполнять государство в новой экономической системе, какова должна быть величина общественного сектора в экономике, каким должен быть экономический механизм функционирования этого сектора, в том числе как следует применять финансовые и ценовые рычаги его регулирования, какие товары и услуги должны производиться и предоставляться общественным сектором, а какие частным - таковы основные вопросы, на которые требуется искать ответ. При решении этих вопросов необходимо учитывать и неунитарный, децентрализованный характер государства, а, следовательно, нужно решить и вопрос о распределении прав и обязанностей в части общественного сектора между федеральными, региональными и местными властями.

Поиск “нового лица” общественного сектора, переосмысление роли государства, поиск механизмов повышения эффективности функционирования общественного сектора характеризуют экономику переходного периода. Следует отметить, что эти проблемы присущи как бывшим социалистическим странам, так и развивающимся государствам и даже странам с развитой рыночной экономикой. Одно и тоже понятие переходного периода относится как ко всему национальному хозяйству (transition economies), что более характерно для бывших социалистических стран, так и к общественному сектору (public sector transition), как характеризуют свою экономику развитые страны.

Почему же общественный сектор находится в переходном периоде? В первую очередь на это повлиял стремительный рост его доли в национальной экономике всех стран, начавшийся после первой мировой войны. Масштабы государственного вмешательства в экономику приобрели такие размеры, что сами стали проблемой.

Определение экономических границ государственного вмешательства вызывает в настоящее время больше разногласий, чем в период после Второй мировой войны, когда создавались современные “государства благосостояния”, национализировались базовые отрасли промышленности, а макроэкономическая политика была нацелена на управление спросом. К восьмидесятым годам стало во многом очевидно, что эффективность национализированных отраслей низка, а отношения между администрациями и трудовыми коллективами достаточно напряженные; управление спросом вызывает инфляцию; государство благосостояния становится все более и более дорогим инструментом перераспределения доходов, а не только социальной защиты.

Казалось бы, что подобные “провалы государства” неизбежны. Правительства, управляемые политиками и бюрократами, действуют неэффективно; ценовой механизм имеет преимущества по сравнению с плановым распределением ресурсов. Но, тем не менее, политика, проводимая в ряде развитых стран с начала восьмидесятых годов (М. Тэтчер в Великобритании, Р. Рейган в США, Г. Коль в ФРГ и пр.) не направлена только на сокращение общественного сектора и уменьшение роли государства в экономике. Ее задачей является и перестройка самого общественного сектора с целью повысить его эффективность.

Вопрос о роли государства в экономической жизни страны обсуждается не первое столетие. Одним из ключевых моментов этой дискуссии стала так называемая “теорема о невидимой руке” А.Смита: конкуренция приводит к тому, что индивидуумы, удовлетворяя свой частный интерес, наилучшим образом действуют в общественных интересах. Значение теоремы А.Смита лучше видно в историческом контексте. В то время господствовали взгляды меркантилистов, а государства активно вмешивались в функционирование экономики. Но опыт такого вмешательства был достаточно противоречивым - одни государства с сильным правительством процветали, другие нет, тоже самое можно сказать о государствах со слабым правительством. Далее будет проанализирована относительная величина общественного сектора в экономике современных государств, ее взаимосвязь с достижением определенных экономических и социальных целей, а также ее влияние на эффективность.

Согласно А.Смиту, если есть товары и услуги, на которые предъявляется спрос, но которые в настоящее время не производятся, то предприниматели в поисках прибыли начнут их производить, причем с минимальными затратами. Именно эти действия предпринимателей и повышают экономическую эффективность. В современной экономической теории благосостояния этому положению соответствует первая фундаментальная теорема: при определенных условиях наличие совершенной конкуренции на всех рынках (общее конкурентное равновесие) ведет к Парето-оптимальному размещению ресурсов. Вторая фундаментальная теорема гласит, что в условиях совершенной конкуренции на всех рынках любая точка на кривой возможной полезности может быть достигнута путем перераспределения ресурсов. Следствием из фундаментальных теорем экономической теории благосостояния является вывод о возможности достижения любого Парето-эффективного размещения ресурсов в рамках децентрализованного рыночного механизма.

Но если бы этот вывод соблюдался, изучение общественных финансов (экономики общественного сектора) свелось бы к вопросам перераспределения ресурсов государством. Однако, имеются случаи, когда рынок не может достичь оптимума по Парето. Обычно выделяется четыре микроэкономических “несовершенства (провала) рынка”: монопольная власть продавца или покупателя, общественные блага, внешние эффекты, неполная или асимметричная информация.

Статистические показатели, характеризующие

размеры общественного сектора[БИН1]

Чаще всего количественная оценка размеров общественного сектора проводитс[БИН2] я с использованием статистических показателей, характеризующих государственный сектор страны. В первую очередь это стоимостные показатели - государственные доходы, государственные расходы, трансфертные платежи, а также налоги. Эти показатели могут использоваться как в абсолютном выражении (в единицах национальной валюты или в долларах США), так и в относительном, например, в процентах от валового внутреннего продукта. Кроме того, для этих целей можно использовать численность занятых в государственном секторе (в абсолютном выражении и в процентах от общей численности занятых в экономике). Выбор тех или иных показателей и единиц их измерения зависит от целей анализа, специфики объектов исследования (например, сравнительные межстрановые исследования или анализ тенденций развития общественного сектора в отдельной стране) и ряда других факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: