Курс
Экономика общественного сектора
И.Н. Баранов
Т.В. Костеева
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР
В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
Текст лекции
Введение
Переход от плановой к рыночной экономике требует не только развития частного сектора, но и переосмысления роли государства в экономике. От простых “маргинальных” рецептов минимизировать или максимально увеличить общественный сектор российские экономисты постепенно переходят к детальному обсуждению проблем общественного сектора, подчас более сложных, чем проблемы развития частного сектора. Какие функции должно выполнять государство в новой экономической системе, какова должна быть величина общественного сектора в экономике, каким должен быть экономический механизм функционирования этого сектора, в том числе как следует применять финансовые и ценовые рычаги его регулирования, какие товары и услуги должны производиться и предоставляться общественным сектором, а какие частным - таковы основные вопросы, на которые требуется искать ответ. При решении этих вопросов необходимо учитывать и неунитарный, децентрализованный характер государства, а, следовательно, нужно решить и вопрос о распределении прав и обязанностей в части общественного сектора между федеральными, региональными и местными властями.
|
|
Поиск “нового лица” общественного сектора, переосмысление роли государства, поиск механизмов повышения эффективности функционирования общественного сектора характеризуют экономику переходного периода. Следует отметить, что эти проблемы присущи как бывшим социалистическим странам, так и развивающимся государствам и даже странам с развитой рыночной экономикой. Одно и тоже понятие переходного периода относится как ко всему национальному хозяйству (transition economies), что более характерно для бывших социалистических стран, так и к общественному сектору (public sector transition), как характеризуют свою экономику развитые страны.
Почему же общественный сектор находится в переходном периоде? В первую очередь на это повлиял стремительный рост его доли в национальной экономике всех стран, начавшийся после первой мировой войны. Масштабы государственного вмешательства в экономику приобрели такие размеры, что сами стали проблемой.
Определение экономических границ государственного вмешательства вызывает в настоящее время больше разногласий, чем в период после Второй мировой войны, когда создавались современные “государства благосостояния”, национализировались базовые отрасли промышленности, а макроэкономическая политика была нацелена на управление спросом. К восьмидесятым годам стало во многом очевидно, что эффективность национализированных отраслей низка, а отношения между администрациями и трудовыми коллективами достаточно напряженные; управление спросом вызывает инфляцию; государство благосостояния становится все более и более дорогим инструментом перераспределения доходов, а не только социальной защиты.
|
|
Казалось бы, что подобные “провалы государства” неизбежны. Правительства, управляемые политиками и бюрократами, действуют неэффективно; ценовой механизм имеет преимущества по сравнению с плановым распределением ресурсов. Но, тем не менее, политика, проводимая в ряде развитых стран с начала восьмидесятых годов (М. Тэтчер в Великобритании, Р. Рейган в США, Г. Коль в ФРГ и пр.) не направлена только на сокращение общественного сектора и уменьшение роли государства в экономике. Ее задачей является и перестройка самого общественного сектора с целью повысить его эффективность.
Вопрос о роли государства в экономической жизни страны обсуждается не первое столетие. Одним из ключевых моментов этой дискуссии стала так называемая “теорема о невидимой руке” А.Смита: конкуренция приводит к тому, что индивидуумы, удовлетворяя свой частный интерес, наилучшим образом действуют в общественных интересах. Значение теоремы А.Смита лучше видно в историческом контексте. В то время господствовали взгляды меркантилистов, а государства активно вмешивались в функционирование экономики. Но опыт такого вмешательства был достаточно противоречивым - одни государства с сильным правительством процветали, другие нет, тоже самое можно сказать о государствах со слабым правительством. Далее будет проанализирована относительная величина общественного сектора в экономике современных государств, ее взаимосвязь с достижением определенных экономических и социальных целей, а также ее влияние на эффективность.
Согласно А.Смиту, если есть товары и услуги, на которые предъявляется спрос, но которые в настоящее время не производятся, то предприниматели в поисках прибыли начнут их производить, причем с минимальными затратами. Именно эти действия предпринимателей и повышают экономическую эффективность. В современной экономической теории благосостояния этому положению соответствует первая фундаментальная теорема: при определенных условиях наличие совершенной конкуренции на всех рынках (общее конкурентное равновесие) ведет к Парето-оптимальному размещению ресурсов. Вторая фундаментальная теорема гласит, что в условиях совершенной конкуренции на всех рынках любая точка на кривой возможной полезности может быть достигнута путем перераспределения ресурсов. Следствием из фундаментальных теорем экономической теории благосостояния является вывод о возможности достижения любого Парето-эффективного размещения ресурсов в рамках децентрализованного рыночного механизма.
Но если бы этот вывод соблюдался, изучение общественных финансов (экономики общественного сектора) свелось бы к вопросам перераспределения ресурсов государством. Однако, имеются случаи, когда рынок не может достичь оптимума по Парето. Обычно выделяется четыре микроэкономических “несовершенства (провала) рынка”: монопольная власть продавца или покупателя, общественные блага, внешние эффекты, неполная или асимметричная информация.
Статистические показатели, характеризующие
размеры общественного сектора[БИН1]
Чаще всего количественная оценка размеров общественного сектора проводитс[БИН2] я с использованием статистических показателей, характеризующих государственный сектор страны. В первую очередь это стоимостные показатели - государственные доходы, государственные расходы, трансфертные платежи, а также налоги. Эти показатели могут использоваться как в абсолютном выражении (в единицах национальной валюты или в долларах США), так и в относительном, например, в процентах от валового внутреннего продукта. Кроме того, для этих целей можно использовать численность занятых в государственном секторе (в абсолютном выражении и в процентах от общей численности занятых в экономике). Выбор тех или иных показателей и единиц их измерения зависит от целей анализа, специфики объектов исследования (например, сравнительные межстрановые исследования или анализ тенденций развития общественного сектора в отдельной стране) и ряда других факторов.
|
|