Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»

1. Основные этапы развития экономической теории.

ОТВЕТ:

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.
Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии. Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

2. Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.

ОТВЕТ:

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наи­меньших затратах.Существует три подхода к определению предмета эктеории:
эффективное использование ресурсов для более полного удовлетворения потребностей, улучшения качества т/у;
взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
вся система общества, охватывающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику).
Суть первого подхода заключается в том, что поскольку материальные потребности общества безграничны, а экресурсы для производства т/у ограничены (или редки), то эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении объемов производства другого. Главное в первом подходе – соотношение «потребности – ресурсы». Оно и выступает предметом исследования эктеории. Второй подход заключается в определении предмета эктеории в системе производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только их внешние, хозяйственные проявления, но и социальная сущность, общественная организация, взаимодействие и законы развития. Данный подход характерен для марксистско-ленинской эктеории, политической экономии.
При третьем подходе в качестве предмета эктеории берется система общества как совокупность экономических отношений, механизмов хозяйствования для эффективного использования ресурсов, методов госрегулирования и экономической политики, нацеленных на достижение стабильного экономического роста и благосостояния.
Экономическая теория, ее предмет есть система фундаментальных научных знаний о факторах, законах, закономерностях функционирования экономики на различных структурных уровнях экономической системы.

Объектом изучения экономической науки является реальная экономики, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги.
Экономическая теория позволяет увидеть в экономических понятиях, категориях, законах, границах и формах определенный порядок, причинно-следственную зависимость, подвластную познанию и воздействию. Отражая сложную реальность, эктеория является системой знаний о том, как реальная экономика функционирует и развивается.

Современные западные экономисты определяют экономическую теорию как науку о:

— сфере индивидуальных и общественных действий людей, которые теснейшим образом связаны с созданием и использованием материальных основ их благосостояния (А. Маршал)

— действии людей в процессе выбора ограниченных ресурсов для производства разных экономических благ (П. Самуэльсон)

— деятельности людей в условиях редкости ресурсов (Э. Долан)

— поведении людей как связи между целью и ограниченностью средств, которые могут иметь альтернативные пути применения (ДЖ. Робинсон)

— эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управлении ими с целью достижения максимального удовлетворения нужд человека (К.Р. Макконал, СЛ. Брю)

3. Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.

ОТВЕТ:

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющи­еся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к не­известному, можно либо использовать знания об отдельных фактах, либо, на­оборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются отдельные факты.

Противоположностью индукции является дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне познания. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теор. системы. Созданное таким путем теор. знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Т.о. индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.

Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теор исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций не дает еще представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того, чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей его полноте и сложности его связей и отношений. Для этого необходимо выделить основные абстракции, характеризующие изучаемых объект, а затем, постепенно развертывая их содержание, построить целостную систему понятий, раскрывающую не только отдельные связи и стороны объекта, но и конкретное взаимодействие этих связей.

Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Методом восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и естественных науках

4. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

ОТВЕТ:

Экономические ресурсы в каждый конкретный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Так, трудовые ресурсы ограничены общей численностью населения каждой страны и долей в его составе экономически активного населения. Произведенные ресурсы (предметы труда и средства труда) ограничены уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Большинство природных ресурсов, составляющих естественную базу производства материальных благ, являются невоспроизводимыми. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к их сильному истощению во многих регионах планеты. Поэтому экономику часто называют бесконечной, а порой и безуспешной, попыткой ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности людей. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной, т.е. ресурсов недостаточно для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей членов общества, либо относительной, что предполагает ограниченность ресурсов для удовлетворения каких-то конкретных потребностей. Ограниченность ресурсов существует во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. Все, что представляет ценность для людей, является редким: плодородные почвы, деньги, товары, оборудование, время, способности. В любой стране люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Поэтому приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться, и это создает проблему выбора. Выбор приходится делать и отдельному человеку (например, выделить из семейного бюджета средства на отдых или купить стиральную машину), и фирме (при выпуске дополнительной продукции приобрести новое оборудование или осуществить найм дополнительных работников), и государству (например, инвестировать тот или иной проект). Кривая производственных возможностей (кривая трансформации) (Production possibility curve) — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

5. Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.

ОТВЕТ:

Командно-административная экономическая система (КАЭ)

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами этой системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм КАЭ имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с КАЭ решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Отличительной особенностью распределения продукции являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

Смешанная экономическая система

Смешанная экономическая система - это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется, как рынками, так и при значительном участии государства

Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу, например (содержание армии, регулирование законодательства и др.) Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов. Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную и хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов. Основой смешанной экономики является частная собственность, но на ряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА  
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах  
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности  
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -  
Стимул к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы  
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения  
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.  
Конкуренция Есть Нет Есть  
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)  
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.  
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены  
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату  

6. Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.

ОТВЕТ:

рынок - это обязательный компонент товарного производства или без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно изменяло свое содержание. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Существуют основные условия возникновения рынка.

Первое условие - общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую -- стадийную (прядильная фабрика).

Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Третье условие - разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций:

1. Регулирующая функция - самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

6. Последняя, оздоравливающая функция, как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Конкуренция (от лат. сoncurre сталкиваться) - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за "кошелек" потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является "невидимой рукой", которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Существует шесть видов конкуренции: 1. функциональная конкуренция базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному; 2. видовая конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3. предметная конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки; 4. ценовая конкуренция снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов продажа личного товара по цене конкурента ·снижение цены потребления товара 6. незаконные методы: ·антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка).

7. Структура и инфраструктура рынка.

ОТВЕТ:

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

См. также: Понятие рынка Сущность и условия существования рынка

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условиях регулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка

Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

К сведению. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information — разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. auditor — ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

8. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.

ОТВЕТ:

Товар является важнейшей и основной категорией рыночного или товарного хозяйства. И исторически и логически категории товара предшествовала категория благо.

Благо - это все то, что имеет положительный смысл для человека. Это может быть предмет, явление и продукт человеческого труда. Благом являются и услуги.

Классификация благ:

ü Внутренние - блага данные человеку от природы.

ü Внешние – это то что дает человеку внешний мир (репутация, протекция, деловые связи и т.д.)

ü Материальные - естественные дары природы и все то что человек создает своим трудом.

ü Нематериальные – здравоохранение, культура, искусство.

ü Экономические – это блага которые достаются человек в результате трудовых усилий или экономической деятельности.

ü Неэкономические - даровые блага.

Специфической формой экономического блага является товар. Товар – это специфическое экономическое благо которое производится для обмена или продажи на рынке.

Свойства товара:

Ø Потребительная стоимость

Показывает способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Имеет три формы проявления:

ü Количество

ü Натуральная форма

ü Качество

Совокупность всех потребительных стоимостей составляет основу национального богатства любого общества.

Ø Меновая стоимость

Это свойство товара показывает его способность обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях. Категория меновая стоимость (или просто стоимость) тесно связана с категорией экономической ценности. В условиях товарного производства экономическая ценность приобретает форму стоимости. Экономическая ценность является первичной по отношению к стоимости. Экономическая ценность является единством результата экономической деятельности (полезность блага) и затрат на его производство.

Ø Редкость – является элементом ценности этого блага.

Экономические затраты и экономическая ценность в единстве образуют ценность осуществляя принцип саморегулирования, который присущ экономической деятельности. Производитель, любой, не будет осуществлять затраты если они не оправданы полезностью создаваемых материальных благ. Неразрывная связь категорий ценности и стоимости теоретически воплотилась в противоборстве двух экономических теорий. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Из вышесказанного о товаре и его свойствах можно сделать следующие выводы:

ü Товар одновременно включает в себя и благо, т.к. он нужен потребителю, и затраты, т.е. на его производство нужны ресурсы.

ü Вышеизложенное воплощается в полезности, редкости и ресурсоемкости.

ü При покупке товара мы платим за него определенную сумму денег, такая сумма денег называется ценой товара.

9. Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.

ОТВЕТ:

Происхождение денег связано с 7-8 тыс. до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Ис­то­ри­че­ски в ка­че­ст­ве сред­ст­ва об­лег­че­ния об­ме­на ис­поль­зо­ва­лись - с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом - скот, си­га­ры, ра­ко­ви­ны, кам­ни, кус­ки ме­тал­ла. Но что­бы слу­жить в ка­че­ст­ве де­нег, пред­мет дол­жен прой­ти лишь од­но, на мой взгляд, ис­пы­та­ние: он дол­жен по­лу­чить об­щее при­зна­ние и по­ку­па­те­лей, и про­дав­цов как сред­ст­во об­ме­на. День­ги оп­ре­де­ля­ют­ся са­мим об­ще­ст­вом; все, что об­ще­ст­во при­зна­ет в ка­че­ст­ве об­ра­ще­ния - это и есть день­ги. Дей­ст­ви­тель­но, день­ги - это то­вар, вы­сту­паю­щий в ро­ли все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та, от­ра­жаю­ще­го стои­мость всех про­чих това­ров. При натуральном хозяйстве, когда товар менялся на товар, потребность в деньгах не была столь острой, как при развитом рынке. И, тем не менее, даже самые примитивные государства создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, который был в изобилии или на который был наибольший спрос. Деньги являются неотъемлемым составным элементом, товар­ного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории то­варного производства, или рыночной экономики. Существует два подхода в исследовании происхождения де­нег — субъективный и объективный. При субъективном подходе считается, что деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми. При объективном подходе доказывается, что деньги — результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделился один, за которым закрепилась роль всеобщего эквивалента.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров. Экономическое понятие «товар» подразумевает любой про­дукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается по­средством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собст­венного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регу­лярного обмена продуктами труда, привело к становлению товар­ного хозяйства, при котором продукты стали производиться спе­циально для продажи и таким образом становились товарами.Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:

он должен производиться не для собственного потребле­ния, а для продажи;

· он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е. обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;

· он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные за­траты производителя (себестоимость), а затраты, признанные об­ществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.Только совокупность всех этих трех условий делает продукт то­варом. Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт произ­водится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является. ДЕНЬГИ - ЭТО ТОВАР ОСОБОГО РОДА, ВЫПОЛНЯ­ЮЩИЙ РОЛЬ ВСЕОБЩЕГО ЭКВИВАЛЕНТА. Назовем пять основных теорий денег. 1. Металлическая теория денег (16-19 века - период первоначального накопления капитала). Основные представители: Монкретьен, Мен, Норс, Стэффорд, Книс. Суть теории: ее представители выступали против «порчи» монеты (добавления в сплав других металлов), за устойчивые, полноценные деньги. Главная функция денег при этом – мера стоимости. К 18 веку эта теория утратила свои позиции, к 19 веку была модернизирована: Книс в качестве денег рассматривал не только металл, но и банкноты Центрального Банка, но выступал против бумажных денег, не разменных на металл. 2. Номиналистическая теория денег (в 17-19 века широко распространена в Европе). Основные представители: Беркли, Стюарт, Кнапп, Карамзин. Суть теории: деньги должны выполнять функцию средства обращения, деньги создаются государством и стоимость их определяется тем, что на них написано (номиналом), то есть деньги – это лишь условные знаки, используемые в качестве средства платежа. Представители этой теории являются приверженцами неполноценных денег, они отрицают роль золота как денежного товара. Номиналисты отрицали товарную сущность денег и функцию денег, как всеобщего эквивалента в расчетах. 3. Монетаризм – классическая количественная теория денег (16-19 века). Основные представители: Боден, Юм, Монтескье, Рикардо, Фишер, Фридмен. Суть теории: покупательная способность денег так же как и цены на товары устанавливается рынком, а в обращении должны находиться все выпущенные деньги (основная их ошибка). В 19 веке Ирвинг Фишер попытался математически обосновать количественную теорию денег с помощью уравнения обмена: MV=PQ, где М – количество денег в экономической системе, V - скорость обращения денег (число оборотов в год одноименной денежной единицы), Р - средневзвешенный уровень цен готовых товаров и услуг, Q - объем национального продукта, взятый в реальном исчислении, здесь V и Q – константы (постоянные величины). Современные деньги – долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны законным платежным средством. Современные деньги в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал или самовозрастающую стоимость. Это накладывает особый отпечаток на все функции денег. В первой функции деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала. Во второй функции - при купле-продаже различных ценностей за наличный расчет - деньги выступают средством обращения товаров и капитала. В третьей функции - как средство накопления и сбережения - деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в ферме тезаврации золота защищает денежные богатства от обесценения. Четвертая функция (деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе трудовые) способствует широкому развитию капиталистической кредитной системы. Пятая функция - мировых денег - делает возможным переливы капитала между странами.

10. Содержание и формы собственности. Приватизация и национализация. Реформа отношений собственности в современной России.

ОТВЕТ:

1. Понятие собственности

Собственность - это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые акты собственника в отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь не идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень таких актов. Это и невозможно, ибо в принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи.

Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статистика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами.

Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления.

Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача ее внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности. Иванова С.А. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости, разумности и добросовестности в обязательственном праве. //"Законодательство и экономика". - 2005. - N 4, С. 135 - 147.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности – в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

- низший уровень – единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);

- средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);

- высший уровень – национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации. Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Приватизация - это процесс передачи государственной или муниципальной собственности в частную собственность непосредственным участникам производства товаров или другим экономическим агентам негосударственного сектора за плату или безвозмездно.

Цели приватизации  
В странах рыночной экономики В России  
- сокращение задолженности государственного сектора; - развитие рынка; - стимулирование предприни-мательства; - расширение индивидуальных свобод; - развитие народного капитали-зма, ослабление профсоюзов. - формирование слоя частных предпринима-телей; - повышение эффективности деятельности предприятий; - создание конкурентной среды; - содействие демонополизации экономики; - привлечение иностранных инвестиций; - социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.  

Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.Целью национализации является обеспечение потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.Объектом национализации может выступать производственно - технологическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска стратегической продукции и неотъемлемо связанные с ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

- путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;

- за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции;

- за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва).Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией. Выплата возмещения происходит в денежной форме в предварительном порядке за счет ассигнований, предусмотренных в Законе "О федеральном бюджете" на соответствующий год на указанные цели.

В некоторых странах выделяют 3 вида собственности:

1. Частная, которая закрепляется законодательно, в виде владения патентом или лицензии.

2. Общественная — она представляет собой совокупность знаний и идей, принадлежавших государству или обществу в целом и охраняемых законом.

3. Промежуточная — она представляет собой ту научно-техническую информацию, которую невозможно долго удерживать «в одних руках» при помощи патентов и лицензий. В настоящее время интеллектуальная собственность законодательно утверждена и в России. Под формой собственности понимается конкретное проявление отношения собственности, оформленное юридическим правом. В России признаны следующие формы собственности:

• Собственность граждан, которая может выступать в виде частной собственности.

• Коллективная собственность в разных её видах.

• Государственная собственность в разных видах, на разных уровнях.

• Собственность общественных и религиозных организаций.

• Собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.

• Смешанные формы собственности, в том числе собственность совместных предприятий (отечественных и зарубежных). Каждая из этих форм имеет свои виды и подвиды. Задача государства состоит в том, чтобы создавать и охранять необходимые условия для существования и развития всех форм собственности и обеспечивать их задачу.

11. Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.

ОТВЕТ:

Субъекты рынка - это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители. Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

· Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940). Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует экономика, направленная на удовлетворение многообразных потребностей людей.

12. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.

ОТВЕТ:

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

Предприятие (фирма) является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда фирмы - это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя среда фирмы - это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации.по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия предприятия подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью

самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей.

- государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают следующие виды предприятий согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:

1) хозяйственные товарищества и общества;

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

5) индивидуальные предприниматели.

13. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, факторы спроса.

ОТВЕТ:

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует. Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса.
ГРАФИК СПРО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow