Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства

^ 12.1. ЖКХ как отрасль общественного сектора.

Жилищная сфера – составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Составной частью жилищной сферы является ЖКХ. От качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг зависит, насколько благоустроено и комфортно живет человек, удовлетворение его насущных потребностей, работоспособность, здоровье и, в конечном счете, отношение к существующей в стране системе управления.

Производственная структура многопрофильного ЖКХ включает более 30 видов деятельности, в том числе такие, как жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, электрогазотеплоснабжение. К этой сфере относится ремонт не только жилья, но и дорого, мостов и набережных, уборка улиц, сбор и утилизация бытовых отходов и мусора. В ведении ЖКХ находится гостиничное и банно-прачечное хозяйство, озеленение городов, оказание ритуальных услуг.

Государственная политика в сфере жилья представляет сложную совокупность различных видов социально-экономических и политических факторв и видов воздействия на возможности удовлетворения граждан ЖКХ услугами. Особенно острой проблемой является проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для строительства и содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ. Выделяют три основных составляющих жилищной политики: концепцию, программу и экономико-правовой механизм реализации программ.

Концепция соотношения государства и рынка очень актуальна для условий России. На данном этапе идет выяснение концепции жилищной политики, где должны сообразоваться рыночные механизмы и госрегулирование.

Жилищные программы затрагивают образ жизни людей, их здоровье, продуктивность деятельности, безопасность, удовлетворение их потребностей в материальных благах, интереса к трудовой деятельности. Она должна быть социально ориентированной, справедливой, демократичной, реалистичной, экономически преемственной, конструктивной, проводится без разрушения прежних достижений, путем создания, преобразования жилищной среды эволюционно.

^ 12.1. Цель и задачи реформирования ЖКХ в России.

Жилищная реформа 90-х годов практически начала осуществляться в соответствии с принятыми законами РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» 1991 г. и «Об основах федеральной жилищной политики» 1992 г., призванными реализовать государственную целевую программу «Жилье». В этих документах отражена новая концептуальная линия в жилищной политике, призванная обеспечить перевод жилищной сферы на рыночные методы и условия функционирования. В частности, предусматривалось ре-шить такие первостепенные задачи: 1) осуществление быстрого преобра-зования государственной собственности как доминирующей в муниципаль-ную и частную; 2) создание рынка жилья; 3) внедрение конкуренции в жи-лищной сфере; 4) передача прав по управлению недвижимостью реальным владельцам и собственникам; 5) создание надлежащей правовой базы, обес-печивающей права собственников и владельцев жилья, включая земельные участки, на которых расположены строения; 6) создание условий для полнокровного финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства жилья за счет платежей населения, бюджетных средств, кредитов банков, других внебюджетных средств; 7) демонополизация управления ЖКХ; 8) внедрение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан и семей по содержанию и платежам за услуги ЖКХ.

^ 14.3. Анализ показателей развития ЖКХ за годы реформ.

За годы экономических преобразований 90-х годов произошел раздел собственности по уровням владения и соответственно ответственности, в результате которого жилье и объекты коммунального назначения стали принадлежностью муниципалитетов. Это существенно изменило положение дел в управлении и механизме финансирования ЖКХ.

За 10 лет с 1991 по 2000 г. доля государственного сектора в жилом фонде уменьшилась с 65 до 2%, и этот процесс продолжается, пока будет осуществляться передача объектов социальной сферы от предприятий и организаций в ведение местного уровня управления. Возрастет для частного сектора. Частное жилье на 01.01.2000. превышало 72% от общего фонда. Практически заканчивается передача в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных предприятий. Они располагали уже в 1998 году только 13% объектов коммунального хозяйства и 9% жилого фонда.

Табл. 14.1 Распределение предприятий ЖКХ по формам собственности, %.

Отрасль ЖКХ (количество предприятий)

собственность

смешан-ная

частная

муници-

пальная

государственная

41,7

2,5

42,4

13,4

Коммунальное снабжение и водоотведение (3318)

55,1

2,6

35.0

7,3

Дорожное хозяйство и благоустройство (2209)

18,7

5,8

16,4

10,1

Эксплуатация жилищного фонда (30083)

25,1

63.0

7.3

4,6

Из произведенных в ЖКХ секторе работ наибольшее количество услуг оказано предприятиями смешанной и частной форм собственности. Их преимущество стало проявляться не только в улучшении качества работ и услуг, но и в снижении затрат на единицу продукта.

Однако эта сфера по-прежнему требует отвлечения больших финансовых средств из бюджета. Чрезмерно большие расходы на дотирование ЖКХ являются одной из главных причин бюджетного кризиса. Сохраняются существенные различия в размерах платежей населения и предприятий за оказываемые услуги. Это ставит население в неравное положение, вызывает дополнительные расходы у предприятий и ухудшает их финансовое состояние. Неправомерно высоки административно-управленческие расходы предприятий, оказывающих услуги населению. Они зачастую превышают 50 и более процентов в общей смете затрат. Несмотря на это, работа данного сектора остается неэффективной, не изменились исходные основы формирования издержек ЖКХ. Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-. водо-, электро -, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится до 70% всех платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: