Феодальная экономика.
Общая характеристика
Феодальная система хозяйства, в отличие от рабовладельче_
ской, явилась почти универсальной для Евразии: большинство
народов этого материка прошло через систему феодализма либо
находится еще и сейчас на его различных стадиях. Непосред_
ственный производитель при феодализме представлял собой неч_
то среднее между рабом и свободным фермером: он, как раб, не_
свободен, но, как фермер, имеет собственное хозяйство.
Коммутация — переход к денежной ренте, когда крестьянин
сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.
В этих условиях требовалось не только моральное стимулиро_
вание труда, но и принуждение. Монотеистическая религия (еди_
нобожие) дает моральный стимул, в разных формах она практи_
чески повсеместно господствует при феодализме.
Феодальное хозяйство было построено на более жестком
функциональном разделении труда, чем рабовладельческое, где
крестьянин был одновременно и воином. Военное дело здесь бы_
ло монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд.
Монополией духовенства была молитва. Это разделение труда
было оформлено в обществе в виде сосуществования трех сосло_
вий: духовенства, дворянства и крестьянства (позже к этому со_
словию присоединились горожане). Уже от рождения человек
считался благородным (феодал) или подлым (т. е. несущим по_
винности — это крестьянин). Феодализм сумел обеспечить хозяй_
ственный прогресс.
Феодализм как система утвердился у народов как входивших
в рабовладельческую Римскую империю, так и никогда не знав_
ших рабовладельческой экономики. К VIII в. Европе появилось
стремя, которое соединило всадника и лошадь в боевой единый
ударный агрегат. До появления артиллерии (XIV в.) основным ро_
дом войск была тяжелая конница. В XV—XVIII в.в. появление ар_
тиллерийских ружей сделало рыцарские доспехи анахронизмом
наподобие вооружения Дон Кихота, и на смену феодальному
ополчению пришла регулярная, массовая армия, состоящая из
наемных солдат.
Государственные повинности и дани превратились в феодаль_
ную ренту главным образом путем создания служилого войска,
когда воины служат не за натуральный, а за земельный паек.
Церковь официально прогнозировала катастрофу в 1000 г. (на
Руси — 1492 г). Массовое катастрофическое сознание людей (эс_
хатология — ожидание конца света) на практике помогало фор_
мированию феодальной экономики.