Александр II — сын Николая I, правил в период 1855—1881 гг.
Погиб от рук террористов. При Александре II было отменено
в 1861 г. крепостное право. В историю Александр II вошел как
освободитель крестьян.
В первые годы нового царствования в государственные кре_
дитные учреждения был обнаружен сильный наплыв частных
вкладов.
За два года, с 1 января 1855 г. до середины 1857 г., общая сум_
ма вкладов с 873 млн рублей возросла до 1276 млн рублей. Такой
быстрый рост вкладов объясняется, с одной стороны, большими
выпусками кредитных билетов по случаю Крымской войны
(1853—1886 гг.), а с другой — тем, что в результате общего торго_
во_промышленного застоя частные капиталы не находили себе
прибыльного помещения и большинство их поступали в казен_
ные банки.
Высокое накопление капиталов в условиях слабой кредитной
системы не могло не создавать этой системе весьма затруднитель_
ное положение.
Слабые стороны в создании государственных кредитных
учреждений привели, в конечном счете к необходимости ликви_
|
|
дации старой кредитной системы. Совершилась реформа кредит_
ной системы.
Указом от 20 июля 1857 г. принимались меры для ослабления
накоплений вкладов в казенных банках, и дать им другое напра_
вление.
В частности необходимо было направить часть капитала на
покупку облигаций и акций Главного общества российских же_
лезных дорог (что и было достигнуто). Указом предусматривалось
понижение процента по частным вкладам и снижения платежей
процентов по долгу кредитным учреждениям государственного
казначейства.
Результаты указа 20 июля 1857 г., все же не оправдали
ожиданий и установили полную непригодность старых кре_
дитных учреждений при наступление новых условий в эко_
номике.
Эпоха после Крымской войны была не похожа на 1830 г.,
когда графу Канкрину удалось снизить вкладной процент с 5
до 4 без всяких существенных колебаний в размере операции
вклада.
Чем вызывались необходимые радикальные преобразования
всей системы государственных кредитных учреждений? Было
несколько причин, и все они имели весьма существенное зна_
чение, обусловленное изменением в экономической жизни
России.
Прежде всего, со второй половины 1857 г. начала развиваться
промышленная жизнь, и на смену прежнему застою пришла ли_
хорадочная предпринимательская, главным образом, акционер_
ная деятельность.
Это привело к тому, что вклады стали отливать из банков с не_
мыслимой быстротой. Общая сумма вкладов по сравнению с 1857 г.
понизилась с 1276 млн руб. до 900 млн руб. в 1859 г., а наличность
в кассе со 140 млн руб. до 20 млн руб. Положение государственных
кредитных учреждений становилось критическим, им грозило бан_
|
|
кротство.
Необходимость преобразования кредитных учреждений было
вызвано предстоящей крестьянской реформой.
Были предприняты следующие меры:
1) комитет финансов попытался затруднить производство
насколько возможных ссуд под недвижимые имения. Но этот
шаг не остановил отток вкладов;
2) кредитным учреждениям для подкрепления их касс было
ассигновано из средств государственного казначейства 77 млн
руб. Но эта суммы оказалось мала для полного удовлетворения
потребностей кредитных учреждений;
3) была сделана попытка, консолидировать некоторую долю
вкладов с помощью внутреннего займа. 13 марта 1859 г. была
организована подписка на 4%_ные непрерывно_доходные би_
леты. Все таки подписка не дала значительных результатов —
к 1 января 1960 г. подписка достигла 22,8 млн руб., в то время,
как пассив государственных кредитных учреждений составлял
900 млн руб.;
4) для усиления касс казенных банков был заключен 20 марта
1859 г. (Лондон и Берлин) внешний долг на 12 млн фунтов
стерлингов;
5) Указом от 16 апреля 1859 г. выдача ссуд под населенные
имения приостанавливается. Были составлены новые правила
для этих ссуд по количеству удобной земли, а не по числу душ
в населенном имении.
Комитет финансов в сложившейся обстановке посчитал
необходимым принять следующие меры (опубликованные 10 ию_
ля 1859 г.):
1) ликвидировать существующие кредитные учреждения
и прекратить выдачу из них ссуд;
2) не производить прием вкладов в Сохранные казны и при_
казы и подчинить их Министерству финансов;
3) принимать вклады до востребования в Коммерческий банк
только до 1 января 1860 г.
Проценты на вклады исчислять вместо 3% в размере 2% и соз_
дать комиссию для разработки проекта учреждения земских
(т. е. земельных) банков.
Комиссия, завершив свою работу к 30 января 1860 г., пришла
к следующим выводам: надо отказаться от казенной системы по_
земельного кредита и предоставлять частной инициативе учреж_
дение земских банков.
В изданных комиссией «трудах» включены значимые матери_
алы по исследованию существующих форм поземельного креди_
та, и напечатан проект положения о земских кредитных обще_
ствах с подробными разъяснениями. Но этот проект так и не был
представлен к утверждению в законодательном порядке. Следо_
вательно, первая попытка «общего» банковского законодатель_
ства была не успешна. Пришлось ограничиться преобразованием
отдельных учреждений.
Прежде чем приступить к созданию новых кредитных учреж_
дений, необходимо было найти средства для ликвидации обяза_
тельств упраздненных казенных банков.
Для осуществления этой цели 1 сентября 1859 г. было издано
положение о 5%_ных банковских билетах, выдаваемые в обмен
вкладных свидетельств казенных кредитных учреждений.
Приобретать 5%_ные билеты могли только частные лица,
а правительственные учреждения, дворянские, городские и сель_
ские общества, а также монастыри, церкви и другие благотвори_
тельные учреждения не могли превращать свои вклады в 5%_ные
банковские билеты, и они могли только довольствоваться 4%_ны_
ми непрерывно_доходными билетами.
И, несмотря на это, выпуск 5%_ных банковских билетов имел
большой успех, всего было выпущено билетов на 277,5 млн руб.
(по сравнению, что подписка на непрерывно_доходные билеты
была всего 22,8 млн руб.).
Осуществив подготовительные меры, появилась возможность
приступить к окончательному преобразованию кредитных учреж_
дений.
Заемный банк был упразднен 31 мая 1860 г., а его дела были
переданы в Санкт_Петербургскую Сохранную Казну. На Сохран_
ную Казну и Приказы было возложено прекращение банковских
операций и ограничение свой деятельности производством рас_
|
|
четов с прежними заемщиками и передачей сумм получаемых от
них во вновь учрежденный 31 мая 1860 г.
Государственный банк, которому были переданы дела Госу_
дарственного Коммерческого банка. Все вклады, которые были
внесены в старые кредитные учреждения, также передавались
в государственный банк, который должен был осуществлять рас_
чета с вкладчиками.
По уставу 31 мая 1860 г. организация Государственного банка
представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учрежда_
ется для роста торговых оборотов и стабилизации денежной кре_
дитной системы.
Собственный капитал определен в 15 млн руб., причем допу_
скалось его увеличение за с чет перечисления средств из резер_
вного капитала (до 3 млн руб. за счет ежегодных отчислений из
прибылей).
Банк находится в ведении министра финансов и под наблюде_
нием Совета Государственных Кредитных Установлений.
Делами банка заведует непосредственно правление и упра_
вляющий банком.
В Правление банка входят управляющий, его товарищи, шесть
директоров и три депутата от Совета Государственных Установле_
ний.
Местные учреждения Госбанка были двух типов: Конторы,
учреждение которых было особое Высочайшее повеление и Отде_
ления, открываемые непосредственным распоряжением Мини_
стерства финансов. Конторы и Отделения непосредственно под_
чинялись Правлению Госбанка. Изначально было учреждено
7 Контор и открыто 47 Постоянных Отделений Госбанка (в пе_
риод 1862—1863 гг.).
В последствие за учреждением Государственного Банка стали
организовываться частные кредитные учреждения в форме об_
ществ заемщиков связанных круговой ответственностью и в фор_
ме акционерной.
Первым, основанным на взаимности, частным кредитным
учреждением было Санкт_Петербургское городское кредитное
общество — для выдачи ссуд под залог городских недвижимо_
стей.
Вторым таким частным учреждением для долгосрочного кре_
дита был Херсонский заемный банк.
Банк был создан для предоставления землевладельцам Хер_
сонской губернии средств для получения кредита под залог позе_
|
|
мельной собственности. Однако в России кредитные общества по
образцу Херсонского заемного банка не получили значительного
развития.
После отмены крепостного права надо было поставить сель_
ское хозяйство на новые начала.
Для этого требовалась более развернутая организация долгос_
рочного кредита.
Решение этой задачи было возложено на Общество взаимного
поземельного кредита, возникшее в 1866 г.
Общество создавалось для выдачи ссуд под залог земельной
собственности.
Почти одновременно с учреждением долгосрочного кредита
стали возникать и учреждения для краткосрочного кредита, так_
же на началах взаимности.
Во время царствования Александра II началось развитие акци_
онерных банков, как для краткосрочного коммерческого кредита,
так и долгосрочного земельного. В 1864 г. утверждается устав пер_
вого акционерного коммерческого банка. Таким стал Санкт_Пе_
тербургский Частный Коммерческий банк.
Первым акционерным земельным банком был Харьковский
Земельный банк (1871 г.), который обслуживал заемщиков 5 гу_
берний.
Акционерные банки быстро стали в России самой излюблен_
ной формой как коммерческого, так и земельного кредита. За од_
но первое десятилетие 1864—1873 гг. было учреждено 31 акцио_
нерный коммерческий банк, а в течение 3 лет (1871—1873 гг.)
возникло 11 акционерных земельных банков.
16 октября 1862 г. был издан новый Устав сберегательных касс.
По этому Уставу сберкассы находятся в ведении Государственно_
го банка и учреждаются при Городских думах или Уездных Казна_
чействах. Однако до середины 1880_х гг. сберкассы в России не
получили широкого распространения. К 1 января 1881 г. насчиты_
валось всего 67 касс, имевших 96 594 вкладчиков и на 8,07 млн рублей
вкладов.
Таковы основополагающие моменты кредитной деятельности
в период правления Александра II.