Основными вопросами организации внутризаводского транспорта являются:
- выявление номенклатуры грузов подлежащих перемещению;
- определение грузооборота, грузопотоков и маршрута перевозок;
- выбор типа и расчет количества необходимых транспортных средств.
Исходными материалами для составления номенклатуры грузов служат производственная программа предприятия и цехов, планы снабжения и сбыта, данные расчетов производственного потока.
Грузооборотом предприятия или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену).
Грузовой поток (грузопоток) – это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот предприятия равен сумме отдельных грузовых потоков. Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество груза.
Грузооборот предприятия рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам. Шахматная ведомость грузопотоков приведена в табл. 10.1.
|
|
На основании анализа грузопотоков устанавливают рациональную схему маршрутов движения (перевозок). Они подразделяются на два вида: маятниковые и кольцевые.
Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными (рис. 10.1).
Таблица 10.1 – Шахматная ведомость грузооборота предприятия, т
Куда Откуда | Железнодорожная станция | Общезаводской склад | Цех №1 | Цех №2 | Цех №3 | Склад отходов | Итого вывезли |
Железнодорожная станция | – | – | – | – | – | ||
Общезаводской склад | – | – | – | ||||
Цех №1 | – | – | – | – | |||
Цех №2 | – | – | – | – | |||
Цех №3 | – | – | – | – | – | ||
Склад отходов | – | – | – | – | – | – | – |
Итого поступит |
Одностороннее Веерное Двухстороннее
Рис. 10.1 – Схема маршрутов
Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза (рис. 10.2). Кольцевая система снижает холостые пробеги.
|
|
Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами межцеховых перевозок. Они сокращают порожние пробеги, повышают производительность труда, сокращают потребность в транспортных средствах. Однако для их внедрения требуется большая подготовительная работа. Из всего многообразия перевозок в цехах особое внимание уделяется межоперационному перемещению объектов производства, которое должно осуществляться в точном соответствии с последовательностью и ритмом производственного процесса.
Рис. 10.2 – Схема кольцевого маршрута
9.3.3 Основные характеристики и планирование работы транспортного хозяйства организации
Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов, выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них.
Количество транспортных средств, необходимых для внешних и межцеховых перевозок, зависит от следующих факторов:
– суточного объема грузооборота – Q, т;
– затрат времени на один рейс – t, ч;
– числа часов работы транспорта в сутки – T, ч;
– грузоподъемности транспортного средства – q, т;
– коэффициента использования грузоподъемности – Kq;
– коэффициента задержек транспорта в пути – Кзад;
– системы маршрутных перевозок.
Количество транспортных средств (КТС) определяется по формуле
.
Затраты времени на один рейс (t) определяются по формуле
Коэффициент использования грузоподъемности определяется по формуле
,
где Z – количество ездок, выполненных за определенный промежуток времени.
Основными качественными показателями работы транспорта являются: скорость движения, использование грузоподъемности, пробега рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг. Качественные показатели работы внутризаводского транспорта могут служить основой для проведения тщательного анализа использования транспортных средств с целью снижения затрат.
Планирование работы транспортного хозяйства.
Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчеризацию.
Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:
а) производственную программу выпуска продукции предприятием;
б) план по труду;
в) лимиты материально-технического обеспечения;
г) план по себестоимости транспортных работ;
д) план организационно-технических мероприятий;
е) сводку технико-экономических показателей.
При планировании определяются: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных средствах); потребность в кадрах и фонды заработной платы; потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах; объемы ремонтных работ и потребность в материалах и запасных частях; цеховые расходы (смета затрат).
Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг. Себестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей: себестоимости транспортировки 1т груза и себестоимости погрузки 1т груза.
Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основе квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, со складов, из отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.
|
|
Диспетчеризация транспортной работы заключается в составлении графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их выполнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяйства тесно связан с диспетчерской службой предприятия и диспетчерами цехов. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др.