Сертификация продукции. Условием успешной реализации товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке является их соответствие требованиям норм

Условием успешной реализации товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новых, более совершенных изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования конкурентоспособность большинства продукции снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции, исходя из международных требований. В республике принят закон «О сертификации продукции, работ и услуг», который предусматривает три раздела:

1) общие положения;

2) обязательная сертификация;

3) добровольная сертификация.

В разделе I очерчена сфера действия закона, раскрываются основные понятия, применяемые в нем, описываются цели и системы сертификации.

Обязательная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья человека и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, строительные материалы и др.

Добровольная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

Сертификация систем качества проводится в разных формах. Существует практика так называемой самосертификации. Производитель заполняет декларацию. В ней он заявляет, что его система удовлетворяет требованиям, например, стандартам 9001 и прилагает технические документы. На основании этих документов потребитель или третья сторона могут провести необходимый анализ и оценить эффективность системы. Широко распространена сертификация второй стороной (в США и в ряде стран Европы). Чаще её проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию. Сертификация третьей стороной – это проверка и оценка систем качества специализированными органами. Они могут быть частными, национальными, международными, аккредитованными на право такой оценки.

На продукцию, прошедшую сертификацию, выдаётся сертификат соответствия и продукция маркируется знаком соответствия. Она заносится в сертификационном центре в список продукции, разрешённой к продаже. Предприятию выдаётся свидетельство о признании сертификата.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных документов по стандартизации.

Знак соответствия – это знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям конкретных стандартов.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации). Система сертификации включает:

1) сертификацию продукции;

2) сертификацию производства;

3) аттестацию изготовителей;

4) аккредитацию испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации предприятий и др.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Процедура сертификации начинается с подачи организацией заявки в соответствующую организацию на сертификацию продукции. В настоящее время документы соответствия белорусской Национальной системы сертификации признаются без проведения дополнительных испытаний во всех странах СНГ, Литве, Словакии, Польше, Турции и Китае.

Белорусским производителям уже недостаточно декларировать соответствие национальным стандартам или даже межгосударственным. Необходимо обеспечить международный уровень. В его основе – принцип соответствия продукции международным стандартам, в первую очередь Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической организации (МЭК).

С 1993 года Беларусь стала членом ведущих международных организаций – ИСО, МЭК, МОЗМ (Международная организация законодательной метрологии), с 2000 года участвует в работе Европейской организации по качеству.

Задача ИСО – содействовать развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и услугами, помогать сотрудничеству в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Соответствие требованиям стандартов – это гарантия высокого качества и надёжности изделий. Сертификация по стандарту ИСО 9000 показывает, что система управления качеством на предприятии организована в соответствии с определёнными требованиями и эффективно обеспечивает высокое стабильное качество выпускаемой продукции. Главное назначение стандартов ИСО – переход от организации обеспечения и контроля качества к управлению качеством, т. е. система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности в организации, определяющими качество. Новые стандарты ИСО 9000 были опубликованы в 1987 году и завоевали огромнейшую популярность.

Созданный в республике Национальный фонд стандартов по объёму информации, автоматизации, номенклатуре документов, сервисным возможностям не уступает информационным центрам в промышленно развитых странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: