Промышленный маркетинг на рынке продуктов питания (на стадиях производства и распределения), являясь составной частью агромаркетинга, испытывает влияние комплекса факторов, которые обусловливают его специфику по сравнению с маркетингом других отраслей.
В числе таких факторов можно выделить:
- особенности аграрного рынка;
- своеобразие продуктов питания по сравнению с другими рыночными товарами;
- особенности спроса на продовольственные товары;
- действия государства в управлении рынком продуктов питания и обеспечении продовольственной безопасности страны (региона).
Аграрный рынок имеет ряд специфических особенностей, которые определяют его функционирование, рыночную ситуацию, а следовательно, и специфику маркетинговой деятельности предприятий (организаций) данного сектора. Эти особенности заключаются в следующем:
1) зависимость экономических результатов труда в аграрном секторе от климатогеографических и других природных условий, переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами;
|
|
2) ограниченность предложения природных ресурсов и агросырья;
3) большая доля трудозатрат в структуре цены;
4) существование большого количества независимых производителей, поставляющих на рынок ограниченный ассортимент высокостандартизированных товаров;
5) наличие большого количества посредников в продуктовой цепи между производителем агросырья и получателями переработанной готовой продукции;
6) наличие существенного временного промежутка между периодами производства и переработки агросырья;
7) сезонность производства агросырья и получения продуктов его переработки, которая обусловливает неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов;
8) большая зависимость качества конечного продукта от сроков и условий хранения, транспортирования и реализации;
9) первостепенное значение продовольственных товаров в удовлетворении основных жизненных потребностей человека;
10) принципиальная роль продовольствия в экономической и политической безопасности государства.
Своеобразие продуктов питания по сравнению с другими рыночными товарами обусловлено следующими причинами:
- продукты питания удовлетворяют основные потребности;
- большинство продовольственных товаров относится к числу скоропортящихся;
- продукты питания имеют ограниченные объемы потребления и сроки годности;
- ассортимент продуктов питания характеризуется сравнительно большой глубиной и широтой ассортимента, что обеспечивает потребителю достаточный выбор;
|
|
- производство и потребление пищевых продуктов в значительной степени обусловлено социальными привычками, традициями и культурой.
Спрос на продукты питания специфичен в силу различия степени значимости и приоритетности факторов, влияющих на него. В частности, факторы, определяющие спрос, в порядке убывания их значимости располагаются следующим образом:
цена товара;
денежный доход покупателя;
величина и динамика цен на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары;
потребительские вкусы и предпочтения;
национальные и религиозные обычаи;
состав семьи потребителя;
стиль жизни и т.д.
Зависимость (эластичность) спроса на рынке продовольственных товаров от дохода потребителя положительна, т.е. с ростом доходов уменьшается доля расходов на питание и увеличивается на непродовольственные товары. Зависимость (эластичность) спроса на продовольствие от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим, деликатесным товарам она выше, а по товарам первой необходимости близка к нулю. В целом спрос на продукты питания отличается традиционностью и устойчивостью.
Роль государства в управлении рынком продуктов питания и обеспечении продовольственной безопасности региона заключается в выработке законодательной и регулирующей основы, которая дает возможность системе, ориентированной на рынок, эффективно работать в интересах государства, защищать здоровье населения и права потребителей.
С этой целью разрабатываются и вводятся минимальные приемлемые производственные стандарты по всей системе производства и переработки продуктов питания, связанные с этим требования инспекций и контроля качества в целях защиты здоровья граждан; стандартный порядок операций для защиты бизнеса и потребителей от махинаций и предотвращения злоупотреблений в торговле продуктами питания, в том числе требование ясного описания продукции на этикетках с указанием содержания, условий продажи и последующего правильного использования. Кроме того, государством вводится антимонопольное законодательство для обнаружения и ограничения использования влияния на рынке в целях повышения цен путем сокращения конкурентного производства или доступа на рынок, разрабатываются положения, запрещающие чрезмерное использование и загрязнение дефицитных ресурсов.
Велика роль государства в защите необеспеченных слоев населения, в оказании помощи предприятиям (организациям), изготавливающим продукты питания. В частности, регулирование со стороны государства в этой области, например, включает:
- действия в защиту некоторых слоев населения, в том числе бедных, престарелых и безработных, которые самостоятельно не в состоянии заплатить полную стоимость продуктов питания;
- техническая и финансовая помощь производственным предприятиям (организациям), стимулирование инвестиций в пищевые отрасли;
- помощь в сборе и распространении точной информации о рынках и статистики по отрасли, отслеживание эффективности отрасли в целом;
- помощь в выработке и введении стандартов качества на продукцию сельского хозяйства и приведение национальных стандартов в соответствие с международными;
- помощь в экспорте продуктов питания, связь с международными агентствами и защита от ввоза по низким ценам конкурирующей продукции, которая может быть произведена местной пищевой промышленностью.
Особенности аграрной сферы обусловливают специфические черты промышленного маркетинга продуктов питания, которые выражаются, прежде всего в своеобразии их проявления при использовании комплекса маркетинга на предприятиях (организациях) пищевой промышленности.