Вопрос продвижения товаров до конечного потребителя с использованием товаропроводящей сети имеет важное значение для любого отечественного производителя. С учетом усиливающейся конкуренции развитие товаропроводящей сети рассматривается, как способ повышения эффективности сбыта продукции, а так же как один из элементов наращивания экспортного потенциала Республики Беларусь
Товаропроводящая сеть (ТПС) – совокупность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, обособленных подразделений производителя (филиалов, представительств), осуществляющих реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товара отечественного производителя таким образом, чтобы обеспечить проведение сбытовой политики производителя и его фактическое присутствие на зарубежном рынке.
К формам построения товаропроводящей сети следует относить продажу:
1) через агентов,
2) через дистрибьюторов,
3) через собственные представительства и филиалы,
4) через совместные предприятия по сбыту,
5) с помощью заключения лицензионного или соглашения о франчайзинге с зарубежным импортером.
Основной целью создания ТПС является достижение и закрепление лидирующего положения товара производителя на рынках стран СНГ и стран дальнего зарубежья, оказание максимальных услуг потребителям через решение следующих задач:
- приближение товара производителя к конечному потребителю и обеспечение устойчивого сбыта;
- оптимизация поставок товара производителя в регионы на основе результатов изучения потребительского спроса;
- проведение единой политики ценообразования;
- постоянный сбор маркетинговой информации в регионах;
- оперативное реагирование на изменение ситуации на вторичном рынке;
- ускорение и упрощение финансовых расчетов;
- поддержание на высоком уровне престижа производителя и его товара;
- удовлетворенность потребителей по качеству запасных частей.
Основными принципами, на которых строится ТПС, являются:
- принцип региональности;
- системности, предполагающей комплексное изучение внешней и внутренней маркетинговой среды;
- систематичности - постоянного отслеживания ситуации на рынке;
- объективности предоставляемых материалов.
На современном этапе развития рыночных отношений важным аспектом деятельности перерабатывающих предприятий Беларуси является построение товаропроводящих сетей, отвечающих требованиям внутренней среды указанных предприятий, а также внешним условиям. Построение товаропроводящих сетей является частью процесса маркетинга. Для построения эффективных товаропроводящих сетей предприятиям необходимо изучить особенности маркетинга отрасли.