Малые предприятия

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес выполняет около 60 процентов всех услуг. Только в обрабатывающей промышленности Японии функционируют около 6,5 млн. малых и средних предприятий, на которых занято 81% всех работающих.

В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. Закона о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.).

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) численность работников:

- микропредприятия - не более чем 15 человек;

- малые предприятия - до 100 человек;

- средние предприятия - от 101 до 250 человек.

3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

4) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

- средние предприятия - 1000 млн. руб.

Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

♦ доступность многим гражданам по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал;

♦ возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

♦ создание новых рабочих мест;

♦ небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы.

Кроме того, важным преимуществом малого предпринимательства является гибкость, возможность быстро реагировать на изменения рыночного спроса. В современных условиях малые предприятия проявляют более эффективную деятельность на товарных рынках по сравнению с крупными и средними. Так, например, они осваивают инновационные виды продукции для занятия высокодоходных рыночных ниш, концентрируют ресурсы на максимально прибыльных товарах, а также охраняют позиции на завоеванных рынках путем расширения ассортимента.

К преимуществам деятельности малых предприятий относится также их государственная поддержка, которая предусмотрена Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Государственная поддержка заключается в праве малых предприятий на:

♦ упрощенный порядок регистрации, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности (в основном предусмотрено предоставление информации для решения вопросов налогообложения);

♦ ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов;

♦ списание дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет (ст. 10 Закона № 88-ФЗ);

♦ льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. Соответствующая разница должна компенсироваться кредитным организациям за счет фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, которые осуществляют кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами на основе законодательства Российской Федерации и законодательств субъектов Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитными организациями и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства (ст. 11 Закона № 88-ФЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: