Основные функции коммерческой службы предприятия

Предприниматель, занимающийся производством продукции, выполняет тройную роль:

1. Производительное использование факторов производства — труда, капитала и природных факторов.

2. Коммерческую роль — продавать и покупать.

3. Нести ответственность за риск.

Этим ролям предпринимателя соответствуют функции:

♦ Функция производства продукции.

♦ Коммерческая функция.

♦ Функция ответственности за риск и принятие решений, относящихся к пропорциям, в которых используются факторы производства.

Кроме указанных на предприятии выполняются также функции: обеспечения безопасности, административная, учета, контроля, управления персоналом, исследовательская.

Коммерческая служба предприятия, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического снабжения), внешнеэкономической деятельности.

Содержание функций, выполняемых коммерческой службой предприятия, представлено на рис. 3.1.

В России в 1990-е годы появились реальные условия для использования маркетинга и создания отделов маркетинга на предприятиях. Анализ показал, что наибольшим спросом пользуются следующие маркетинговые услуги:

♦ полный анализ интересующего рынка для разработки стратегии деятельности предприятия;

♦ методы стимулирования сбыта и рекламная политика;

♦ организация маркетинговых отделов;

♦ анализ ценовой политики предприятия для максимизации объектов реализации и получения прибыли;

♦ анализ товаров и услуг для формирования товарной политики;

♦ анализ каналов сбыта.

Важнейшей предпосылкой развития маркетинга в России является принятие следующих законов Российской Федерации:

♦ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

♦ «О защите прав потребителей»;

♦ «О стандартизации»;

♦ «О сертификации продукции и услуг»;

♦ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

♦ «О рекламе».

Однако еще многие предприятия в России вообще не проводят маркетинговых исследований, не имеют отделов маркетинга и придерживаются сбытовой ориентации. Ниже показаны различия в деятельности предприятий с маркетинговой и сбытовой ориентацией.


    Коммерческая служба предприятия*    
           
Отдел маркетинга Отдел сбыта Отдел закупок (материально- Отдел внешнеэкономической
    технического обеспечения) деятельности
• Исследование и прогнозиро- • Установление коммерческих • Исследование рынка сырья и • Заключение экспортных и им-
вание товарного рынка взаимоотношений с покупа- материалов портных сделок
• Продвижение товаров на ры- покупателями • Установление коммерческих • Таможенные функции
нок и реклама • Формирование портфеля за- взаимоотношений с постав-  
• Стимулирование сбыта казов щиками  
• Проведение ценовой и то- • Планирование сбыта • Составление плана закупок  
варной политики • Составление графиков от- материальных ресурсов.  
• Разработка плана маркетинга грузки продукции покупате- • Организация закупок сырья и  
• Организация сервисного об- лям, отгрузка продукции по- материалов  
служивания покупателей купателям • Стоимостной анализ загото-  
  • Коммерческая работа по сбыту вительной сферы  
  товаров в собственной сбы-    
  товой сети    
           

Рис. 3.1. Основные функции коммерческой службы предприятия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: