Лекции 8-11. Организационный механизм ООС

Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды — это составная часть социального управления, одна из важнейших функций Российского государства, выражается в организационной деятельности государства, его органов, органов муниципальных образований, а также общественных организаций по разработке и исполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и ООС. В связи с этим в последнее время в оборот введено такое понятие, как «организационный механизм охраны окружающей среды».

Под управлением (в узком смысле слова) понимается правовой механизм охраны окружающей среды, заключающийся в установлении экологических норм и правил, обязательных для исполнения, контроле за их исполнением и применении санкций в случае их неисполнения.

В широком смысле слова под управлением понимается многогранная деятельность различных государственных органов, выражающаяся применительно к рассматриваемому вопросу в следующем:

1. Установлении правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в целях рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

2. Определении основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, как на ближайшие годы, так и на перспективу; принятии (утверждении) разного рода экологических программ, планов; их финансировании и материально-техническом обеспечении.

3. Установлении порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществлении экологического контроля.

4. Учете природных ресурсов, ведении их кадастров; осуществлении мониторинга окружающей среды; оценке природных ресурсов и прогнозировании состояния окружающей природной среды.

5. Установлении лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; в выдаче разрешений на природопользование, а также на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

6. Утверждении нормативов платы за использование природных ресурсов, а также за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов.

7. Организации и проведении государственной экологической экспертизы; государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

8. Принятии решений об ограничении, приостановке или прекращении работы экологически вредных производств и иной деятельности; применении санкций к нарушителям экологического законодательства и принятии мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;

9. Организации заповедного дела, охране памятников природы, ведении Красной книги; осуществлении экологического образования и воспитания; международном сотрудничестве по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Таким образом, формулируя цели управления природопользованием и охраной окружающей среды, можно сказать, что оно призвано способствовать:

обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а значит и обеспечения экологической безопасности в целом;

неукоснительному соблюдению требований экологического законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;

достижению качества окружающей природной среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов. От качества управления во многом зависит качество окружающей среды.

Компетенция Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с Конституцией России и Законом «Об охране окружающей среды» в ведении Российской Федерации, в том числе находятся:

управление природными ресурсами, находящимися в федеральной государственной собственности;

установление основ федеральной политики и федеральные программы области экологического развития Российской Федерации; внешнеэкономические международные отношения и международные договоры в области охраны окружающей природной среды;

установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

установление порядка использования, перевозки и хранения опасных веществ и отходов;

определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрана озонового слоя и космического пространства;

мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет;

установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объявление таких зон объектами федерального значения;

установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы;

осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации;

законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции.

Так, Федеральное Собрание Российской Федерации, являясь высшим законодательным органом государства, в соответствии с гл. 5 Конституции Российской Федерации:

принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением; образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

устанавливает налоги и сборы за природопользование;

утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;

ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды как на всей территории России, так и в отдельных регионах. На возглавляемом Президентом Совете Безопасности Российской Федерации обсуждается состояние экологической безопасности населения. Президент вправе вносить в Государственную Думу проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Правительство РФ

Правительство — высший орган исполнительной власти в РФ, в области охраны окружающей природной среды, В соответствии со ст. 18 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 № 2-ФКЗ:

осуществляет реализацию государственной экологической политики;

координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;

принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

обеспечивает население необходимой экологической информацией;

руководит внешними, связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: